Луцк
Открыта 8 ноября 1954 года
Расположена вдоль речки Сапалаевки
Длина 1,5 км
Остановочные пункты: 2 станции (Росинка, Водограй)
Подвижной состав: тепловоз ТУ7А-3094 (он же ТУ7А-3279), 2 вагона PAFAWAG;
Ранее были: паровозы 11-751, Кп4-614, тепловозы ТУ3-033, ТУ2-149, ТУ2-097
Адрес: 43000 Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Шопена, 14А
Тел. +38 (03322) 4-03-57
Начальник: РЕКС Владимир Владимирович
Cправочная информация: режим работы
Строительство Малой Луцкой железной дороги началось в 1952 году, но вскоре было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Несмотря на это, в городе продолжали работать кружки юных железнодорожников. Летом 1954 года начальник Львовской железной дороги Н.В. Ткаченко издал приказ, которым обязал предприятия дороги оказать помощь в строительстве ДЖД. В сентябреоктябре 1954 года более 10 тысяч пионеров и комсомольцев Луцка приняли участие в субботниках на строительстве детской дороги. Активное участие в её строительстве приняли сотрудники и юные железнодорожники другой детской дороги Малой Ровенской. Инженер-инструктор Ровенской ДЖД И.Ф. Юхименко неоднократно выезжал в Луцк по вопросам составления проектного задания, приобретения подвижного состава, организации укладки пути. Более того, из-за отсутствия инструкторского состава нужной квалификации, первое время после открытия Луцкой дороги возглавлял её, по совместительству, начальник Ровенской инженер-капитан тяги Иванов, а для оперативного управления были прикомандированы инструкторы: с неё же А.П. Митрофанова, Н.М. Симсон, и со Львовской С.М. Гамов и А.Р. Оношко.
К моменту открытия дороги в небольшом парке на берегу реки Сапалаевки было проложено полтора километра пути с двумя станциями на концах: Луцк-Пионерская и Молодогвардейская. На главной станции (Луцк-Пионерская) было возведено двухэтажное кирпичное здание вокзала, сохранившееся до сегодняшнего дня. На первом этаже его разместились технические кабинеты, а на втором кабинеты начальника дороги, дежурного по станции и диспетчера. Здание стоит на высоком склоне, поэтому со стороны города виден только верхний этаж. Соответственно, входя в вокзал со стороны города, пассажиры сразу попадают на второй этаж. Из расположенного на нём зала ожидания на платформу ведут две красивые лестницы по обе стороны фасада.
8 ноября 1954 года в 12 часов 20 минут, под звуки духового оркестра, со станции Луцк-Пионерская отправился первый поезд. Вёл его юный машинист, ученик 8 класса железнодорожной школы № 38 Валентин Ведерский. Права прокатиться на первом поезде удостоились лишь наиболее отличившиеся на строительстве ДЖД школьники.
Вскоре после открытия дороги несколько тяжеловесное название станции Луцк-Пионерская было заменено более простым Пионерская.
На момент открытия дорога располагала двумя четырёхосными деревянными пассажирскими вагонами (один с открытой площадкой, другой с закрытыми тамбурами), одной четырёхосной грузовой платформой и одним локомотивом 11-751. Это был трофейный паровоз HF 11751 типа 0-3-0, построенный в 1941 году немецким заводом Геншель. В 1960 году ему на смену пришёл паровоз Кп4-614.
Первый поезд отправляется в путь.
Фото из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова.
8 ноября 1954 года.
В 1962 году деревянные пассажирские вагоны были заменены двумя цельнометаллическими вагонами PAFAWAG. В 19701971 году начался перевод Луцкой ДЖД с паровой тяги на тепловозную. Дорога получила свой первый тепловоз ТУ3-033. И уже в 1972 году он стал основным локомотивом, а паровоз был списан. Но проработал ТУ3 на Луцкой ДЖД недолго. Вскоре дорога получила второй тепловоз ТУ2-149. Некоторое время дорогу обслуживало два тепловоза, но уже в 1976 году ТУ3-033 был списан, а ТУ2-149 в одиночку продолжал водить поезда до 1998 года. Позже основным локомотивом стал ТУ2-097. В 2009 году он был отправлен на капитальный ремонт, а затем передан в Антоновку. В настоящее время поезда водит тепловоз ТУ7А-3094. Ещё в годы работы на узкоколейке в Берегово ему был присвоен номер ТУ7А-3279. Именно под ним локомотив эксплуатируется до сих пор.
До 1975 года движение поездов на Луцкой ДЖД осуществлялось по электрожезловой системе. В качестве сигнальных устройств использовались семафоры. Все стрелки на обеих станциях ручные безбалансирные, оснащены замками Наталевича, обеспечивающими ключевую зависимость стрелок и сигналов. С 1975 года на смену семафорам пришли светофоры, на перегоне смонтирована полуавтоматическая блокировка. В 1997 году введена в действие поездная радиосвязь.
В 1992 году станции детской железной дороги переименованы: Пионерская в Росинку, Молодогвардейская в Водограй (что в переводе на русский язык означает Водопад).
Станция Росинка затоплена водой.
Фото Вадима Пономаренко. Предположительно, 2003 год.
К сожалению, Луцкая ДЖД расположена в зоне затопления речки Сапалаевки. После продолжительных дождей уровень воды в реке повышается, и пути ДЖД оказываются под водой. В этих случаях движение поездов отменяется.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
материалы из архива Луцкой ДЖД
материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
материалы из личного архива Т. Алтбергса
последнее обновление страницы: 08.12.2013
|