Названия населённых пунктов, в которых находятся детские железные дороги, приведены в таблице в соответствии с современным написанием на русском языке.
Годы работы на ДЖД определены путём сопоставления различных источников. При этом следует учитывать, что даже официальные данные Министерства путей сообщения и завода-изготовителя могут содержать неточности. Один из наиболее ярких примеров тепловоз ТУ2-077. По официальной статистике ЦТ МПС тепловоз поступил на Рижскую ДЖД в 1966 году, в то время как в книге С.Г. Кирьяненко «Организация работы железных дорог узкой колеи» 1958 года издания уже имеется его фотография, сделанная на Рижской ДЖД. Поэтому порой мы не можем гарантировать достоверность всех приведённых в таблице сведений. Данные, требующие уточнения, помечены в таблице вопросительным знаком.
В графе «Годы: по» указан год окончания работы на ДЖД. В случае, если локомотив после списания продолжительное время оставался на ДЖД, это особо отмечено в графе «примечания».
Обозн. на ДЖД |
Серия (тип) |
Зав. № / год Завод изг. |
Город |
Годы работы с / по |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
1
|
1 |
В |
? / ? АЛКО |
Гомель |
1936 1941 |
Номер неизвестен. |
11-751 |
HF |
? / 1941 Henshel |
Луцк |
1954 19701971 |
|
159-? |
159 |
? / ? ? |
Нижний Новгород |
19471948 ? |
Из-за очень большого износа на ДЖД почти не эксплуатировался. Был списан через несколько лет после получения. |
159-70 |
159 |
70 / 1934 ? |
Иркутск |
1939 не позже 1959 |
Работал одновременно с паровозом 57-90. Во время войны передавался на ИЗТМ им. Куйбышева. |
159-121 |
159 |
121 / 1935 Подольский |
Новомосковск |
19531955 ? |
Возможно, списан в 1960 году. |
159-141 |
159 |
141 / 1935 Подольский |
Баку |
середина 1950-х до 1960-х годов |
В настоящее время не эксплуатируется. Стоит на ДЖД в качестве памятника. |
159-205 |
159 |
205 / 1935 Подольский |
Тбилиси |
после 1945 1991 |
Сдан в металлолом. |
159-232 |
159 |
137 / 1935 Подольский |
Минск |
1955 1963 |
Номер 232 присвоен произвольным образом. |
159-288 |
159 |
? / ? ? |
Свободный |
19521953 ? |
Списан. |
159-434 |
159 |
434 / 1937 Подольский |
Ереван |
1937 по н/в |
Не использовался с 1971 года. |
159-495 |
159 |
? / 1938 Подольский |
Днепропетровск |
1944 1996 |
Долгое время находился на УЖД в Выгоде, сейчас в ширококолейном депо Черновцы. Он же ЮП4-95. |
159-556 |
159 |
556 / 1938 Подольский |
Новомосковск |
19531955 ? |
Возможно, списан в 1960 году. |
159-575 |
159 |
575 / 1938 Подольский |
Свободный |
1940 ? |
Списан. |
159-626 |
159 |
? / ? ? |
Челябинск |
1949 ? |
|
159-649 |
159 |
? / ? ? |
Уфа |
1953 1961 |
|
159-6421 |
159 |
6421 / 1932 Коломенский |
Хабаровск |
1959 1968 |
До настоящего времени стоит на ДЖД в качестве памятника. |
4
|
490.033 |
490 |
4271 / 1916 MAVAG |
Ужгород |
? ? |
Изредка встречается на фотографиях ДЖД 1950-х годов. Вероятно, выдавался на подмену во время ремонта паровоза 490.037. |
490.037 |
490 |
5258 / 1942 MAVAG |
Ужгород |
1947 середина 1950-х |
|
493.001 |
0-4-0 |
3852 / 1913 Maffei |
Ровно |
??? 10.1958 |
|
5
|
57-90 |
Cv |
5790 / 1908 Краус-Линц |
Иркутск |
н/д 1959 |
С паровыми машинами системы Компаунд. Был передан на ИЗТМ им. Куйбышева, и в 1970 году сдан в металлолом. По данным ЦТ МПС списан в 1956 году. |
9
|
9 |
К44.9 |
12350 / 1931 О&К |
Екатеринбург |
2014 по н/в |
Приобретён в Германии, на узкоколейке Mansfelder Bergwerksbahn, Мансфельд. |
H
|
HF 11001 |
HF |
941 / 1942 Кренау |
Ярославль |
1946 1957 |
Переделан с колеи 600 мм на колею 750 мм. После закрытия ДЖД стоял в резерве до 1961 года. Также именовался Н 11001 и НФ 11001. |
HF 11005 |
HF |
945 / 1942 Кренау |
Сталинград (Волгоград) |
1948 1960 |
Колея 600 мм. Сдан в металлолом. |
HF 11025 |
HF |
? / ? Кренау |
Сталинград (Волгоград) |
не раньше 1948 не позже 1960 |
Колея 600 мм. Возможно, перенумерованный 11005 (нет ни одной фотографии, где 11005 и 11025 были бы запечатлены вместе). |
HF 11045 |
HF |
? / ? Кренау |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
1947 ? |
Доставлен ещё до открытия ДЖД, но был разобран на запчасти. |
Rp-782 |
В |
4515 / 1925 Гогенцоллерн |
Оренбург |
1953 ? |
Изначально принадлежал Вольмарскому обществу подъездных путей и обозначался «В.2». Позже получил обозначение «Rpv782». Накануне открытия ДЖД получил обозначение «Дд-782». |
A
/ Б
|
Ак-1721, Б.1721 |
? |
1721 / 1911 Юнг |
Тбилиси |
1935 1940-е 1950-е годы |
По данным Мартина Муррея, был импортирован в Россию Артуром Коппелем. До настоящего времени стоит на ДЖД в качестве памятника. |
В
|
ВЛ-1 |
? |
? / ? O&K |
Кратово |
1937 1938 |
|
ВП1-170 |
ВП1 |
? / 1948 Воткинский |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
1949 1964 |
|
ВП1-289 |
ВП1 |
? / 1948 Воткинский |
Конотоп |
1967 ??? |
|
ВП1-473 |
ВП1 |
? / 1949 Воткинский |
Алчевск (Коммунарск) |
1968 1970 |
Имел дымоотбойные щиты. До 1982 стоял в качестве памятника на ДЖД. |
ВП1-805-27 |
ВП1 |
? / ? Воткинский |
Караганда |
1957 начало 1960-х |
|
Г
|
Гр-? |
Гр |
? / ? ЛКМ |
Рустави |
? ? |
Памятник. Номер требует уточнения, но вероятно, один из трёх, доставленных в Хашури: Гр-282, Гр-307, Гр-318 |
Гр-185 |
Гр |
15285 / 1948 ЛКМ |
Ростов-на-Дону |
1981 по н/в |
Северо-Кавказской ж.д. получен одновременно с Гр-269 и Гр-329. В рабочем состоянии. |
Гр-211 |
Гр |
15308 / 1950 ЛКМ |
Новомосковск |
1960 1970 |
|
Гр-269 |
Гр |
15366 / 1950 ЛКМ |
Грозный |
|
Планировался к поставке на Грозненскую ДЖД. В настоящее время работает в Переславском железнодорожном музее. |
Гр-282 |
Гр |
15379 / 1950 ЛКМ |
Хашури |
1982 1990 |
Собран из деталей трёх паровозов, номера которых не известны. Стоял в качестве памятника в Хашури. Впоследствии, возможно, был перевезён в Рустави. |
Гр-307 |
Гр |
15404 / 1951 ЛКМ |
Хашури |
1982 ? |
|
Гр-318 |
Гр |
15415 / 1951 ЛКМ |
Хашури |
1982 ? |
|
Гр-319 |
Гр |
15416 / 1951 ЛКМ |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
|
В конце 1980-х был доставлен г. Ленинград. Перекуплен железнодорожным музеем в Лавассааре (Эстония) ещё до прибытия на ДЖД. |
Гр-322 |
Гр |
15419 / 1951 ЛКМ |
Рига |
1956 1964 |
Получен из депо Гулбене. |
Гр-327 |
Гр |
15424 / 1951 ЛКМ |
Волгоград |
1960 н/д |
Получен с Эстонской ж.д. |
Гр-329 |
Гр |
15426 / 1951 ЛКМ |
Владикавказ |
|
Получен для Владикавказской ДЖД. На ДЖД доставлен не был. Сдан в металлолом. |
Гр-332 |
Гр |
15429 / 1951 ЛКМ |
Ярославль |
1989 по н/в |
Памятник. На ДЖД не работал. |
Гр-336 |
Гр |
15433 / 1951 ЛКМ |
Киев |
1953 середина 1990-х |
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД. |
2005 по н/в |
Д
|
Дд-782 |
В |
4515 / 1925 Гогенцоллерн |
Оренбург |
1953 ? |
Изначально принадлежл Вольмарскому обществу подъездных путей и обозначался «В.2». Позже получил обозначение «Rpv782». Первое время на ДЖД имел обозначение «Rp-782». |
И
|
И.32 |
86 |
3365 / 1905 Коломенский |
Мелитополь |
1936 1941 |
|
ИС-1 |
63/65 |
? / ? Коломенский |
Кратово |
1938 1957 |
Разобран. Рама использована для изготовления снегоочистителя. |
К
|
К.265 |
63 |
2254 / 1898 Коломенский |
Свободный |
1939 19521953 |
Работал ещё на строительстве дороги. |
К.7 |
86 |
? / ? Коломенский |
Баку |
1947 1958 |
|
Кв4-017 |
Кв4 |
? / 1950 MAVAG |
Оренбург |
1953 ? |
|
Кв4-039 |
Кв4 |
6483 / 1951 MAVAG |
Харьков |
1951 1990 |
|
Кв4-456 |
Кв4 |
? / ? MAVAG |
Нижний Новгород |
19521962 ~1969 |
456 инвентарный номер торфяной промышленности. Реальный номер неизвестен. Иногда ошибочно указывается серия Кп4. |
Км-1 |
? |
? / ? O&K |
Астана |
1946 1958 |
Колея 600 мм. Сдан в металлолом. |
Кп4-423 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Львов |
19551957 1973 |
|
Кп4-430 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Нижний Новгород |
1996 по н/в |
|
Кп4-447 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Санкт-Петербург |
05.2014 по н/в |
|
Кп4-450 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Запорожье |
1972 по н/в |
На редких фотографиях изображён с номером 450. На остальных обозначен как Кп4-456. |
Кп4-452 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Ужгород |
середина 1950-х начало 1970-х |
|
Кп4-456 |
Кп4 |
? / ? MAVAG |
Нижний Новгород |
19521962 ~1969 |
Серия указана ошибочно вместо Кв4. 456 инвентарный номер торфяной промышленности. Реальный номер неизвестен. |
Кп4-456 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Запорожье |
1972 1975 |
С 1975 по 1982 год стоял в резерве на ДЖД. С 1982 памятник на ДЖД. На редких фотографиях изображён с номером 450 (см. Кп4-450). |
Кп4-465 |
Кп4 |
4380 / 1955 Хржанов |
Минск |
1963 1975 |
Некоторое время стоял в качестве памятника. В 2003 году был выставлен на продажу минским бизнесменом. |
Кп4-471 |
Кп4 |
? / 1955 Хржанов |
Ровно |
1957 1973 |
Сдан в металлолом. |
Кп4-614 |
Кп4 |
? / 1956 Хржанов |
Луцк |
1960 1972 |
Сдан в металлолом. |
Кч4-027 |
Кч4 |
2079 / 1949 Шкода |
Львов |
1951 1964 |
|
Кч4-101 |
Кч4 |
2139 / 1949 Шкода |
Ростов-на-Дону |
1949 1982 |
Ныне памятник в г. Ростов-на-Дону. |
Кч4-228 |
Кч4 |
2243 / 1950 Шкода |
Коканд |
1958 конец 1970-х |
В настоящее время экспонат Ташкентского железнодорожного музея. |
Л
|
ЛК-01 |
63/65 |
? / ? Коломенский |
Нижний Новгород |
1939 1941 |
Капотированный. Передан на лесовозную УЖД, на ДЖД не вернулся. |
ЛК-02 |
63/65 |
? / ? Коломенский |
Нижний Новгород |
1939 ? |
Капотированный. Работал одновременно с ЛК-01. |
ЛК-1 |
? |
1721 / 1911 Юнг |
Тбилиси |
|
См. Ак-1721. |
ЛК-4-01 |
159 |
? / ? ? |
Харьков |
1940 1941 |
Номер неизвестен. Уничтожен в годы фашистской оккупации. |
ЛК-159-02 |
159 |
? / ? Коломенский |
Харьков |
конец 1940-х не позже 1950-х |
Номер неизвестен. |
ЛК83-01 |
Yu83 |
5003 / 1929 Будапешт |
Харьков |
1945 1951 |
До войны имел обозначение 83-040. Сдан в металлолом. |
Н
|
Н 11001 |
HF |
941 / 1942 Кренау |
Ярославль |
1946 1957 |
См. HF 11001. Также именовался НФ 11001. |
Н.1476 |
86 |
? / 1913 Коломенский |
Ровно |
~1949 1957 |
Имел переделанную будку. |
Н.1572 |
86 |
? / 1916 Коломенский |
Ровно |
1949 1957 |
|
НФ-11001 |
HF |
941 / 1942 Кренау |
Ярославль |
1946 1957 |
См. HF 11001. Также именовался Н 11001. |
П
|
ПТ-01 |
ПТ4 |
611 / 1947 Тампелла |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
1948 1964 |
Реальный номер ПТ4-088. |
ПТ-02 |
ПТ4 |
612 / 1947 Тампелла |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
1948 1964 |
Реальный номер ПТ4-089. |
Р
|
Рп-770 |
Wp29 |
190 / 1929 WSABP |
Ярославль |
1946 1957 |
До поступления на ДЖД имел обозначение Wp29-4581. После закрытия ДЖД стоял в резерве до 1961 года. |
Рп-771 |
Wp29 |
191 / 1929 WSABP |
Кратово |
19501960-е годы 1972 |
До передачи на ДЖД имел обозначения Wp29-4582, Т4-152, Тч-152. |
С
|
СУ 00-01 |
|
/ 1936 самодельный |
Красноярск |
1936 1961 |
Действующая модель паровоза СУ. Колея 305 мм. В настоящее время памятник на ДЖД. |
Т
|
Т3-78 |
86 |
4756 / 1914 Коломенский |
Вильнюс |
1946 1956 |
Первоначальное обозначение Н.78. Из Вильнюса передан на строительство Рижской ДЖД. После её открытия почти не эксплуатировался. |
Рига |
1956 19561957 |
Т4-155 |
Wp29 |
248 / 1930 WSABP |
Вильнюс |
1946 ? |
|
Т4-447 |
159 |
? / ? ? |
Вильнюс |
? ? |
По данным ЦТ МПС в 1957 году передан в на промышленную УЖД. |
Т4-652 |
? |
? / ? ? |
Вильнюс |
? ? |
По данным ЦТ МПС в 1957 году списан. |
У
|
Уз15-16 |
В |
? / 1916 АЛКО |
Ташкент |
1940 1957 |
Работал со снятыми водяными танками и переделанной будкой и самодельным тендером. Сдан в металлолом. |
Ук-159-238 |
159 |
? / ? ? |
Южно-Сахалинск |
1954 1960 |
Имел переделанную будку. Находился на ДЖД как минимум до 1969 года. |
Ф
|
Фт4-028, Ф 028 |
Фт4 |
559 / 1945 Тампелла |
Гюмри (Ленинакан) |
? 1988 |
С 1990 года работает в Переславском железнодорожном музее. |
Ш
|
Ш.32 |
157 |
? / ? Сормовский |
Нижний Новгород |
1946 ? |
|
Ю
|
Юз-336, ЮЗм-336 |
Гр |
15433 / 1951 ЛКМ |
Киев |
1953 середина 1990-х |
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД. |
2005 по н/в |
ЮП |
159 |
? / ? ? |
Харьков |
1940 1941 |
Возможно, одно из обозначений паровоза ЛК-4-01.
Надёжными источниками не подтверждено! |
ЮП-05-50 |
63/65 |
? / ? Коломенский |
Ашхабад |
? ? |
|
ЮП-3-01 |
|
/ 1936 ДПРЗ |
Днепропетровск |
1936 1941 |
Находился на ДЖД как минимум до 1953 года, но не эксплуатировался. |
ЮП-305 |
159 |
? / 1936 Подольский |
Ростов-на-Дону |
1940 конец 1950-х - начало 1960-х |
Имел переделанную будку со световым фонарём и ограждение ходового мостика. |
Юп-336 |
Гр |
15433 / 1951 ЛКМ |
Киев |
1953 середина 1990-х |
На ДЖД имел обозначения: Гр-336, Юп-336, Юз-336, ЮЗм-336. Использовался на УЖД в Червоном для вождения туристических поездов, затем возвращён на ДЖД. |
2005 по н/в |
ЮП-40 |
63/65 |
? / ? Коломенский |
Алма-Ата |
1952 1958 |
Сдан в металлолом. |
ЮП4-12 |
159 |
? / ? Подольский |
Днепропетровск |
1938 1941 |
Во время войны вывезен немцами. |
ЮП4-95 |
159 |
? / 1938 Подольский |
Днепропетровск |
1944 1996 |
Долгое время находился на УЖД в Выгоде, сейчас в ширококолейном депо Черновцы. |