На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Сводный список тепловозов и мотовозов, работавших на ДЖД

 

Принятые обозначения и сокращения:
н/д – нет данных
по н/в – по настоящее время
??? – номер неизвестен
ЦДДЖ – Центральный дом детей железнодорожников, г. Москва
ЦТ МПС – Управление локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения
УЖД – узкоколейная железная дорога

Названия населённых пунктов, в которых находятся детские железные дороги, приведены в таблице в соответствии с современным написанием на русском языке.

Годы работы на ДЖД определены путём сопоставления различных источников. При этом следует учитывать, что даже официальные данные Министерства путей сообщения и завода-изготовителя могут содержать неточности. Один из наиболее ярких примеров – тепловоз ТУ2-077. По официальной статистике ЦТ МПС тепловоз поступил на Рижскую ДЖД в 1966 году, в то время как в книге С.Г. Кирьяненко «Организация работы железных дорог узкой колеи» 1958 года издания уже имеется его фотография, сделанная на Рижской ДЖД. Довольно часто тепловозы надолго (порой на несколько лет) передавались во временное пользование с одной дороги на другую. При этом факт передачи зачастую документально отмечался лишь в формуляре локомотива и учётных формах депо, но оставался незарегистрированным в статистике министерства. Точно так же бывали случаи существенной задержки фактической передачи локомотива после оформления соответствующих документов. На заводе-изготовителе также нередко бывали случаи замены получателя локомотива уже после оформления всех документов на отгрузку. Поэтому порой мы не можем гарантировать достоверность приведённых в таблице сведений. Данные, требующие уточнения, помечены в таблице вопросительным знаком.

В графе «Годы: по» указан год окончания работы на ДЖД. В случае, если локомотив после списания продолжительное время оставался на ДЖД, это особо отмечено в графе «примечания».

ТУ1 ТУ2 ТУ2м ТУ3 ТУ4 ТУ6А ТУ7/ТУ7А ТУ8П ТУ10 Другие
 

Тепловоз ТУ1-002, Ташкентская ДЖДТепловозы ТУ1
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ1-001Киевконец 1950-х1992До 1999 года находился на ДЖД, затем сдан в металлолом.
ТУ1-002Ташкент19571970Сдан в металлолом.
 
Тепловоз ТУ2-136, Запорожская ДЖДТепловозы ТУ2
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ2-???Атбасарн/дн/дНомер одного из трёх тепловозов Атбасарской ДЖД неизвестен (см. также ТУ2-024 и ТУ2-156).
ТУ2-???Гюмрин/дн/д 
ТУ2-???Хашурин/дн/дНомер неизвестен. Возможно, ТУ2-048.
ТУ2-001Хабаровск1968конец 1970-х – начало 1980-хПо ошибке передан в Свободный, после чего номер 001 присвоен другому тепловозу Хабаровской ДЖД (см. ТУ2-243).
Свободныйконец 1970-х – начало 1980-хпо н/в 
ТУ2-002Вильнюс19801984По непроверенным данным ЦТ МПС.
Ровно1984начало 1990-х 
ТУ2-005Вяана-Йыесуу1974н/дРазграблен.
ТУ2-008Оренбург1958по н/в 
ТУ2-010Минсксередина 1960-х1994Списан после пожара.
ТУ2-012Челябинскн/дн/дРаботал на ДЖД, предположительно, в 1960-е годы. По данным ЦТ МПС – с 1963 года. Списан.
ТУ2-018Ужгородвторая половина 1950-хпо н/в 
ТУ2-019Бакуне ранее 1973по н/в 
ТУ2-021Киевн/дмай 2005По данным ЦТ МПС на ДЖД с 1965 года. Сдан в металлолом.
ТУ2-023Донецк1972по н/в 
ТУ2-024Атбасар1979не ранее 1991 
ТУ2-025Свободныйн/дн/дИмеется фотография конца 1950-х – начала 1960-х годов.
ТУ2-028Челябинскн/дконец 1990-хПо данным ЦТ МПС – с 1956 года. Списан.
ТУ2-029Южно-Сахалинск1971не ранее 1982 
ТУ2-031Бахмач1990н/дПередан в депо Щорс, возможно для организации ДЖД в г. Бахмач.
ТУ2-036Свободныйн/дн/дЕсть упоминания 1983 и 1994 годов, но оба нуждаются в серьёзной проверке. По данным ЦТ МПС на ДЖД с 1972 года.
ТУ2-037Карагандав начале 1970-х1987-1989 
ТУ2-038Донецкне ранее 1983по н/в 
ТУ2-040Донецк19722006Сейчас находится в Музее истории Донецкой ж.д.
ТУ2-041Кокшетау19781995Данные о годах работы нуждаются в проверке.
ТУ2-043Костанай1987-1989по н/вПосле закрытия дороги в 2000 году брошен на остатках ДЖД.
ТУ2-044Свободный19601971По данным ЦТ МПС – с 1965 года. Передан на УЖД в Антоновке.
ТУ2-047Курган19892011 (?) 
ТУ2-048Хашури (?)1983н/дПо данным ЦТ МПС, в 1983 году передан в Тбилиси. Подтверждений его работы на Тбилиской ДЖД не найдено. Возможно, экслуатировался на ДЖД в Хашури.
ТУ2-053Иркутск1973по н/вПо данным ЦТ МПС – с 1975 года.
ТУ2-054Харьков1986по н/вИмеет видоизменённый метельник и винтовую стяжку с двумя буферами.
ТУ2-056Владикавказн/дн/д 
ТУ2-060Санкт-Петербург19822002Сожжён вандалами в ночь перед открытием сезона 2002 года. В настоящее время находится в депо СПб-Балтийский (ТЧ-15 Окт.ж.д.).
ТУ2-064Ташкент19701989С 1989 года экспонат Ташкентского железнодорожного музея.
ТУ2-069Чита19711997Передан в Свободный.
Свободный1997по н/вПолучен из Читы.
ТУ2-072Свободныйн/д2011Сдан в металлолом в январе 2012 года.
ТУ2-074Свободный1971-1976н/д 
Ужгородн/дн/дПоступил на ДЖД позже ТУ2-018.
ТУ2-075Кохтла-Ярве19751988Сдан в металлолом.
ТУ2-076Аникщай19881988Передан в депо Паневежис. Работает на этой же линии.
ТУ2-077Рига19571966Получен с завода.
Запорожье19722002Разобран на запчасти.
ТУ2-078Кратово1957по н/вЗимой 2005 года прошёл капитальный ремонт с модернизацией.
ТУ2-080Тюмень19692012 (?) 
ТУ2-083Оренбург1958н/дСписан, вероятно, в конце 1980-х годов.
ТУ2-084Челябинскн/дпо н/вПо данным ЦТ МПС передан на ДЖД не ранее 1963 года.
ТУ2-086Оренбургконец 1980-хпо н/в 
ТУ2-087Львов1964по н/в 
ТУ2-091Астанан/дн/дБыл на ДЖД в 1980-е годы.
ТУ2-092Екатеринбург19602009С 2010 года хранится в локомотивном депо Свердловск-Сортировочный
ТУ2-093Рига19661968 
ТУ2-096Ереванн/дпо н/вИмеется фотография 1999 года.
ТУ2-097Луцк19982009Передан на УЖД в Антоновке.
ТУ2-099Волгоград~ 1960не ранее середины 1970-х 
Бакуне ранее середины 1970-хпосле 1978 
Нахичеваньпосле 1978н/д 
ТУ2-101Кохтла-Ярве1975н/дВ настоящее время находится в железнодорожном музее в Лавассааре (Эстония).
ТУ2-104Уфа195912.2011Передан в Поволжский музей железнодорожного транспорта (г. Самара)
ТУ2-105Аркалыкн/дн/дПо статистике ЦДДЖ в 1990 году работал на ДЖД.
ТУ2-106Павлодар1979по н/в 
ТУ2-107Астанане позже 1969н/д 
ТУ2-108Астанане позже 1959н/д 
ТУ2-111Костанай19781987-1989 
Караганда1987-1989по н/в 
ТУ2-112Шымкент1980по н/в 
ТУ2-113Минск1967-19692005Последние годы практически не использовался. В августе 2005 года отправлен в железнодорожный музей в Бресте.
ТУ2-114Ташкент1964н/дСписан не ранее 1988 года.
ТУ2-115Карагандане позже 1961н/д 
Щучинск1979 (?)н/дУпоминается в письме со Щучинской ДЖД, датированном 1985 годом.
ТУ2-116Ереван1971по н/в 
ТУ2-122Чита1978-1979по н/в 
ТУ2-123Вильнюс19571984 
ТУ2-124Алматы19581986С 1986 по 1991 год стоял на ДЖД в качестве памятника.
ТУ2-125Харьков19571997Имел видоизмёненный метельник и винтовую стяжку с двумя буферами. Носил обозначение ТЭУ-3-001. Списан.
ТУ2-126Новомосковск1971по н/в 
ТУ2-127Южно-Сахалинск1982н/д 
ТУ2-129Кратово1972н/вПолучен из Шатуры. Зимой 2005 года отправлен на капитальный ремонт с модернизацией. В ноябре 2005 года возвращён на ДЖД.
ТУ2-134Днепропетровск1972по н/вС одной стороны имеет винтовую стяжку с двумя буферами, с другой стороны – обычный цепной ударно-упряжной прибор с одним буфером.
ТУ2-136Запорожье1974-1975по н/в 
ТУ2-137Ровноне ранее 1974по н/вПолучен из Гайворона.
ТУ2-141Екатеринбургне ранее 19602009Списан. Использовался как донор запчастей. 29.08.2014 вместе с вагоном ПВ40 установлен на постамент возле школы-интерната № 13 в Екатеринбурге.
ТУ2-142Евпатория19881991 
ТУ2-143Тюмень19732012 (?) 
ТУ2-144Запорожье1974-1975по н/в 
ТУ2-149Луцкне ранее 19731998По данным ЦТ МПС – с 1976 года.
ТУ2-152Ростов-на-Донуне ранее 1961по н/вПо данным ЦТ МПС – с 1973 года.
ТУ2-155Нижний Новгород1958по н/в 
ТУ2-156Атбасарн/дн/дПередан на УЖД Атбасар – Шантобе
ТУ2-158Алматын/дн/дДанные требуют уточнения. Скорее всего, на ДЖД не работал, но стоял в резерве в базовом депо Алма-Ата.
ТУ2-159Курган19892011 (?) 
ТУ2-160Челябинскн/дпо н/вПо данным ЦТ МПС – с 1982 года.
ТУ2-165Киев20012006На ДЖД не работал, стоял законсервированный в депо Дарница. Возвращён в Гайворон.
ТУ2-167Санкт-Петербург1958по н/вПолучен с завода. С 2002 по 2004 год – единственный локомотив на дороге.
ТУ2-172Днепропетровск1958по н/вС одной стороны имеет винтовую стяжку с двумя буферами, с другой стороны – обычный цепной ударно-упряжной прибор с одним буфером.
ТУ2-173Ростов-на-Донуконец 1950-х – начало 1960-хпо н/вПо данным ЦТ МПС – с 1958 года.
ТУ2-175Астанан/д2002По данным ЦТ МПС – с 1970 года. После закрытия ДЖД брошен на её месте. В 2005 году вывезен в неизвестном направлении.
ТУ2-182Нахичеваньн/дн/дДанные 1980-х годов.
ТУ2-188Пенза19852000Разорён. Кузов валяется возле депо ДЖД. Тележки и агрегаты вывезены.
ТУ2-189Челябинскн/дпо н/в 
ТУ2-191Санкт-Петербург1982по н/вС 2002 по 2003 год простоял на заводе в Даугавпилсе, в 2004 году отдан в ремонт на предприятия Октябрьской железной дороги. В мае 2006 года возвращён на ДЖД.
ТУ2-195Пенза1985по н/в 
ТУ2-204Кокчетавн/д1985 (?)По информации Мехиса Хельме, предан из Кокчетава в Щучинск в 1986 году.
Щучинск1986 (?)2041998-1999
ТУ2-206Бакун/дпо н/вВ 1978 году временно передавался в Нахичевань.
Нахичевань1978н/дВременно получен из Баку.
ТУ2-208Чита1971по н/в 
ТУ2-209Алматын/дн/дВ 1950-е – 1960-е годы временно передан на ДЖД. Вероятно, на время ремонта одного из основных локомотивов.
ТУ2-227Евпатория1988-19891991 
ТУ2-228Иркутск1959по н/в 
ТУ2-233Нижний Новгородне ранее 1959по н/вС 2014 года – тепловоз-памятник.
ТУ2-236Екатеринбург2000по н/вПолучен с Тула-Лихвинской УЖД
ТУ2-241Новомосковск1970по н/в 
ТУ2-243Хабаровск1968н/дПо данным ЦТ МПС на ДЖД с 1971 года. В 1990-х годах списан. Установлен в качестве памятника на ДЖД.
ТУ2-244Рига19711997Имел обозначение ТУ2м-244. Передан на УЖД Алуксне–Гулбене.
ТУ2-245Аникщай1988н/дПередан в депо Паневежис. Работает на этой же линии.
ТУ2-251Волгоградне ранее 1969не ранее 1985 
ТУ2-269Шымкент1980по н/вНе эксплуатируется, разбирается на запчасти.
ТУ2-273Рига19721997Передан на УЖД Алуксне–Гулбене.
 
Мотовоз ТУ2м, Южно-Сахалинская ДЖДМотовозы ТУ2м
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ2м-???Южно-Сахалинск19601971Номер неизвестен.
ТУ2м-040Волгоградн/дн/д 
ТУ2м-244Рига19711997Переименованный тепловоз ТУ2-244. Не имеет никакого отношения к мотовозам серии ТУ2м.
 
Тепловоз ТУ3-001, Малая Октябрьская ж.д.Тепловозы ТУ3
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ3-001Санкт-Петербургвесна 19651989До 1996 года стоял в тупике на ст. Озёрная, до декабря 2004 года – на базе запаса Зеленогорск. Позже отправлен на восстановительный ремонт в локомотивное депо Санкт-Петербург-Сорт.-Московский (ТЧ-7 Окт.ж.д.). В настоящее время почти полностью разобран, с кузова срезана обшивка.
ТУ3-002Санкт-Петербургосень 19641985До 1988 года стоял в тупике на ст. Озёрная. В настоящее время находится в железнодорожном музее в Лавассааре (Эстония).
ТУ3-003Новомосковск19701971 
Ярославль19721990До 1996 года находился на ДЖД, затем сдан в металлолом.
ТУ3-033Луцк1970-19711976 
ТУ3-034Ровно19731982Памятник в детском лагере «Экспресс» (село Александрия Ровенской обл.). С 2003 года имеет обозначение «ТУ-2 002», нанесённое краской.
ТУ3-035Рига19681971 
Тбилиси1971не ранее 1985Долгое время стоял без использования, так как с трудом вписывался в кривые.
ТУ3-038Донецк19721981Списан.
ТУ3-039Львов1971по н/в 
ТУ3-040Львов19711998Списан.
ТУ3-042Ужгород19721992Списан.
ТУ3-043Ярославль19701996До 1996 года находился на ДЖД, затем сдан в металлолом.
 
Тепловоз ТУ4-2822, Макеевская ДЖДТепловозы ТУ4
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ4-????Потин/дн/дИнформация требует уточнения. Номер неизвестен.
ТУ4-2822Макеевка19712005После закрытия дороги передан в Донецк.
Донецк20052006В поездной работе не использовался. Сейчас находится в Музее истории Донецкой ж.д.
 
Тепловоз ТУ6, ПотиТепловозы (мотовозы) ТУ6 и ТУ6А
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ6А-2360Ярославль1982-19832008Получен по ошибке вместо ТУ7. В 2009 году сдан в металлолом.
ТУ6-????Потин/дн/д 
 
Тепловоз ТУ7-2567, Горьковская ДЖДТепловозы ТУ7 и ТУ7А
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ7-????Павлодар1979н/дСписан. Номер неизвестен.
ТУ7-????Экибастузне позже 1992не позже 2001Номер неизвестен.
ТУ7-????Руставин/дн/дРазорён. Номер неизвестен.
ТУ7-0204Нахичеваньн/дн/д 
ТУ7-0544Кокандконец 1970-хн/д 
ТУ7-1870Лиски1989н/дРазорён
ТУ7-2044Тбилиси1987-1988по н/в 
ТУ7-2567Нижний Новгород1997по н/в 
ТУ7-2611Хабаровск1987по н/в 
ТУ7-2612Хабаровск1987по н/в 
ТУ7-2628Южно-Сахалинск1990-е2011 
ТУ7-2698Волгоград1985по н/вПо данным КМЗ – с 1986 года.
ТУ7-2699Волгоград1985по н/вПо данным КМЗ – с 1986 года.
ТУ7-2728Кратово19852005По данным КМЗ – с 1986 года. Осенью 2005 отправлен в запас ТЧ6.
ТУ7-2729Кратово19852004По данным КМЗ – с 1986 года. 16.12.2004 сдан в металлолом.
ТУ7-2734Макеевкавторая половина 1980-хконец 1990-х или 2000Передан на Донецкую ДЖД.
Донецкконец 1990-х или 20002006В поездной работе не использовался. Сейчас находится в Музее истории Донецкой ж.д.
ТУ7А-2782Минск1987по н/в 
ТУ7А-2866Ярославль19892014 
Санкт-Петербург05.2015по н/вСеверная трасса МОЖД
ТУ7А-2893Ашхабад1987н/дПолучен напрямую с завода. В 1994 году замечен в Тумской.
ТУ7А-2920Лиски1989н/д 
ТУ7А-2921Алматы19861997Разграблен после закрытия дороги.
ТУ7А-2925Иркутск1987по н/вС 1987 по 1992 год не эксплуатировался.
ТУ7А-2991Владикавказконец 1980-хпо н/вПо данным КМЗ отгружен в ТЧ Прохладная в 1988 году.
ТУ7А-3019Иркутск1987по н/вПо данным КМЗ – с 1988 года. До 1992 года стоял на консервации.
ТУ7А-3045Ташкент1988по н/в 
ТУ7А-3048Ташкент1988по н/в 
ТУ7А-3094Луцк2007н/дПолучен с УЖД в Берегово.
ТУ7А-3106Евпатория1989н/дС завода отправлен вместе с ТУ7А-3108 Запорожской ДЖД. Факт работы на Евпаторийской ДЖД не подтверждён.
ТУ7А-3108Запорожье1989по н/в 
ТУ7А-3142Ташкент1990по н/вВ Ташкентском железнодорожном музее.
ТУ7А-3143Ташкент1990по н/вВ Ташкентском железнодорожном музее.
ТУ7А-3192Киев1991по н/в 
ТУ7А-3197Киев1991по н/в 
ТУ7А-3198Харьков1991по н/вПо данным КМЗ отгружен в ТЧ Харьков-Сортировочный в 1990 году.
ТУ7А-3199Читаначало 1990-хпо н/вПо данным КМЗ отгружен в ТЧ Чита-1 в 1990 году.
ТУ7А-3214Читаначало 1990-х2011По данным КМЗ отгружен в ТЧ Чита-1 в 1990 году.
Свободный2011по н/вПередан в конце года, после ремонта.
ТУ7А-3338Новосибирск2004по н/вПостроены по спецзаказу для Новосибирской ДЖД. Силами депо установлены капоты, стилизованные под паровозный котёл.
ТУ7А-3339Новосибирск2004по н/в
ТУ7А-3343Новосибирск2007по н/в
ТУ7А-3344Казань2007по н/вИмеет видоизменённые капот, метельник и крышу кабины. В передней части капота установлена имитация паровозной трубы.
ТУ7А-3345Кемерово2007по н/вДоставлен на ДЖД ещё до окончания строительства. Оформлен аналогично тепловозам ТУ7А-3338 и ТУ7А-3339 Новосибирской ДЖД.
ТУ7А-3346КазаньНа момент открытия ДЖД, находился на складе в о.п. Лагерный. Загрунтован, но не покрашен.
Нижний Новгород2014по н/в 
ТУ7А-3348Кемерово2007по н/вОформлен аналогично тепловозам ТУ7А-3338 и ТУ7А-3339 Новосибирской ДЖД.
ТУ7А-3349Ярославль2008по н/в 
ТУ7А-3350Минск2008по н/в 
ТУ7А-3351Южно-Сахалинск2009по н/в 
ТУ7А-3352Лиски2009по н/в 
ТУ7А-3353Ростов-на-Дону2008по н/в 
ТУ7А-3354Чита2008по н/в 
ТУ7А-3355Екатеринбургс мая 2010по н/вИмеет видоизменённые метельник, крышу кабины и капот, имитирующий паровозной котёл.
ТУ7А-3356Челябинск2009по н/в 
ТУ7А-3357Уфа2008по н/в 
ТУ7А-3359Челябинск2009по н/в 
ТУ7А-3360Волгоград2009по н/в 
ТУ7А-3361Хабаровск2010по н/в 
ТУ7А-3362Иркутск?по н/в 
 
Тепловоз ТУ8П, Джизакская ДЖДТепловозы-мотрисы ТУ8П
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ8П-003Джизак1990по н/в 
ТУ8П-004Джизак1990по н/в 
 
Тепловоз ТУ10 в Нижнем НовогородеТепловозы ТУ10
Тепловоз Город с по Примечания
ТУ10-001Санкт-Петербург08.2010по н/в 
ТУ10-002Новомосковск09.2010по н/в 
ТУ10-003Нижний Новгород11.2010по н/в 
ТУ10-004Волгоград12.2010по н/в 
ТУ10-005Южно-Сахалинск2011по н/в 
ТУ10-006Новосибирск08.2011по н/в 
ТУ10-007Курган08.2011по н/в 
ТУ10-008Пенза2011по н/в 
ТУ10-009Владикавказ2011по н/в 
ТУ10-010Уфа12.2011по н/в 
ТУ10-011Тюмень2012по н/в 
ТУ10-012Чита2012по н/в 
ТУ10-013Екатеринбург2012по н/в 
ТУ10-014Свободный2012по н/в 
ТУ10-015Челябинск2012по н/в 
ТУ10-016Иркутск12.2012по н/в 
ТУ10-017Хабаровск2012по н/в 
ТУ10-018Новомосковск2012по н/в 
ТУ10-019Ростов-на-Дону07.2013по н/в 
ТУ10-020Лиски09.2013по н/в 
ТУ10-021Оренбург10.2013по н/в 
ТУ10-022Казань12.2013по н/в 
ТУ10-023Кемерово01.2014по н/в 
ТУ10-024Ярославль01.2014по н/в 
ТУ10-025Санкт-Петербург07.2014по н/в 
ТУ10-026Ростов-на-Дону07.2014по н/в 
ТУ10-027Чита2015по н/в 
ТУ10-028Оренбург06.2015по н/в 
 
Прочие локомотивы
Тепловоз Город с по Примечания
ТЭУ3-001Харьков19571997См. ТУ2-125.
МУГ/2-???Ростов-на-Дону19401941Имел самодельный капот обтекаемой формы. С 1941 по 1946 год был эвакуирован в Грузию и работал на Тбилисской ДЖД.
Тбилиси19411946
Ростов-на-Дону19461953
АМ1-142Алчевскне ранее 1970не ранее 1991Автомотриса производства Демиховского завода.

Ссылки по теме:
  • Список тепловозов ТУ2 на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Список тепловозов ТУ7 на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Список тепловозов ТУ7А на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Список тепловозов ТУ2 на сайте П. Энгельберта "The class TU2 diesel locomotives" (Eng)
  • последнее обновление страницы: 23.08.2015
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!