На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Воронеж
(нереализованный проект)

Первый вариант проекта
Проектировалась: в 1936 году
Длина: 2,0 км
Остановочные пункты: 4 станции
Расположена в Парке культуры и отдыха
Подвижной состав: Два паровоза, самодельные пассажирские вагоны
Сооружения: Сортировочная горка, депо
СЦБ: Автоблокировка, централизация стрелок и сигналов

Второй вариант проекта
Проектировалась: в 1939 году
Длина: 3,25 км (кольцевая)
Остановочные пункты: 4 станции (им. Ленина, им. Сталина, им. Ворошилова, им. Кагановича)
Расположена в Парке им. Кагановича (ныне ПКиО «Динамо»)
Подвижной состав: Два паровоза серии 159, 12 пассажирских вагонов
Сооружения: Локомотивное и вагонное депо, водокачка, путепровод, несколько мостов и водопропускных труб
СЦБ: Автоблокировка

Первое упоминание о проекте детской железной дороги в Воронеже нам удалось найти в книге А.И.Волкова «25 детских железных дорог СССР». Её автор в те годы был директором Центральной детской технической станции имени Шверника в Москве, и одновременно – заместителем председателя Комитета содействия строительству детских железных дорог СССР. Так или иначе все сведения о строящихся и проектируемых в Советском Союзе детских дорогах стекались в КСС ДЖД СССР под председательством профессора Образцова. Стало быть, книгу А.И.Волкова можно считать вполне авторитетным источником. Тем не менее, большое количество нестыковок в тексте и утверждений, не нашедших никакого документального подтверждения в других источниках, заставляет относиться к этой книге весьма скептически.

И всё же эта книга имеет определённую ценность. Представленные в ней сведения хотя бы задают общие направления поиска более надёжных источников информации. Именно поэтому мы целиком приводим здесь цитату, имеющую отношение к проекту Воронежской ДЖД.

Стилистика и орфография оригинала сохранена.

«

В этом году воронежские пионеры получают прекрасный подарок – детскую железную дорогу.

Дорога, протяжением 2000 метров, с 4 станциями и депо, будет построена в Парке Культуры и Отдыха.

Дорога оснащается новейшей техникой. Здесь оборудуется маневровая горка, автоблокировка, централизация.

Комсомольцы паровозоремонтного завода им. Дзержинского сделают 2 паровоза, а комсомольцы вагоноремонтного з-да им. Тельмана – вагоны. Машинистами, начальниками станций и депо, дежурными, проводниками, кочегарами будут сами ребята. 17-я городская школа уже выделила 42 отличников учебы. В Областной детской технической станции и в Доме техники Ю.-В. ж.д. ребята будут учиться на машинистов, начальников станций, депо, дежурными по станциям.

4 станции будут сделаны по образцу лучших станций ж.д. Союза и Московского метрополитена. Их украсят скульптуры, зелень, цветы.

На днях из Воронежа в Тифлис, Харьков и Москву выедет делегация, которая тщательно ознакомится с устройством и работой имеющихся таких детских ж.д.

Инициаторами строительства дороги в Воронеже является Областная техническая и сельскохозяйственная станция – директор Бугаев С. С. и комсомольский комитет Управления Ю.-В. дороги – секретарь ко-та – инженер К. Попов и председатель Дорожного бюро ИТС строителей Н. Степанов

»
Волков А. И. 25 детских железных дорог СССР – Воронеж, 1936 – с. 10

Эта книга датирована 15 апреля 1936 года. А спустя три дня, 18 апреля 1936 года статья аналогичного содержания была опубликована в воронежской газете «Коммуна».

Примечательно упоминание в тексте «маневровой горки». Вероятно, речь идёт сортировочной горке. Трудно представить себе, как бы она использовалась в условиях детской железной дороги.

Проект не был реализован. Спустя три года появился новый вариант проекта. Его описание было опубликовано в в газете «Коммуна» в 1939 году. за неимением оригинала статьи приводим её краткое изложение по книге «Трамвай и троллейбус в Воронеже».

«

К сожалению, тогда проект не получил развития, но инициаторы не теряли надежд и в 1939 году о воронежской ДЖД заговорили снова. На этот раз к вопросу подошли более серьёзно. Решение о строительстве принималось на уровне Обкома ВКП(б) и Облисполкома. Разработанный проект предусматривал вложение 3,5 млн.руб. в течение 1940 года. В ходе строительства, которое должно было начаться в марте и окончиться в августе, предполагалось построить кольцевую линию узкоколейной (750 мм) железной дороги длиной 3250 м с четырьмя станциями: им. Ленина, им. Сталина, им. Ворошилова, им. Кагановича. Последняя станция задумывалась как техническая и включала вагонное, локомотивное депо и водокачку. Здания станций намеревались строить в духе лучших архитектурных сооружений того времени. Трасса дороги прокладывалась по живописной, но сильно пересечённой территории Парка им. Кагановича (ныне ПКиО «Динамо»), проект предусматривал строительство всех необходимых сооружений: мостов, водопропускных труб. Над главной аллеей парка детская железная дорога должна была пройти по высокому арочному путепроводу, создавая тем самым подобие ворот. Дорогу намечалось оснастить по последнему слову техники, включая системы автоблокировки, автосцепки, автоторможения. В прессе сообщалось, что два паровоза узкой колеи уже заказаны на Новочеркасском заводе. Каждый паровоз должен был работать с поездом из шести вагонов.

К сожалению, остаётся неизвестным, по какой именно причине этот интересный проект так и остался на бумаге. Возможно, в условиях мобилизации страны, вызванной угрозой войны, на него просто не хватило средств. Или виной тому стал обычные бюрократические проволочки, затянувшие начало строительства на неприемлемо долгий срок, в результате чего работы были отложены на 1941 год. Факт остаётся фактом – несмотря на отличные перспективы, строительство детской железной дороги в Воронеже до начала Великой Отечественной войны так и не состоялось. Потом была война, повлекшая за собой страшные жертвы и разрушения. В ходе восстановления Воронежа, когда город был практически заново отстроен, к вопросу строительства ДЖД уже не возвращались.

»
Пащенко В., Фомин Р. Трамвай и троллейбус в Воронеже – М: Железнодорожное дело, 2013 – с. 54

К сказанному хочется добавить, что в те годы Новочеркасский завод выпускал узкоколейные паровозы только серии 159. Видимо, о них и идёт речь в статье

Больше никаких сведений ни о первом, ни о втором варианте проекта Воронежской ДЖД нам найти пока не удалось.

Если у вас есть какие-нибудь статьи или документы о проекте Воронежской ДЖД, пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Газета «Коммуна», 18.04.1936
  • Газета «Коммуна», 1939 (дата уточнется)
  • Волков А. И. 25 детских железных дорог СССР – Воронеж: Центральная детская техническая станция им. Шверника и Воронежская областная детская техническая и сельскохозяйственная станция, 1936 – с. 10
  • Пащенко В., Фомин Р. Трамвай и троллейбус в Воронеже – М: Железнодорожное дело, 2013 – с. 54
  • последнее обновление страницы: 06.01.2014
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!