На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Волгоград
1979-...

Малая Приволжская ж.д.
Открыта: 2 мая 1948 года
Открыта на новом месте в 1979 году
Протяжённость: 1,2 км
Расположена в бывшем русле реки Царицы
3 станции: Чекистов, Пионерская, Гаситель
Подвижной состав: тепловозы ТУ7-2698, ТУ7-2699, ТУ7А-3360, ТУ10-004, 4 вагона PAFAWAG, 6 вагонов ВП750 Камбарского завода.
Искусственные сооружения: балочный мост длиной 25 м
Адрес: 400003, г. Волгоград, ул. Буханцева, 48 (учебный корпус),
400001, г. Волгоград, ул. Чекистов, 1
Тел.: +7 (8442) 90-21-76 (летом), 90-49-63 (начальник)
Начальник: СЕМЕНЕНКО Игорь Викторович
Как добраться: на скоростном трамвае до конечной станции Чекистов и спуститься под мост.

Открытая ещё в 1948 году Волгоградская детская железная дорога в 1979 году была перенесена на новое место в связи с реконструкцией набережной, где она была проложена ранее. Первоначально это считалось временной мерой, но в таком виде дорога продолжает работать и по сей день.


Схема Малой Приволжской железной дороги.

Протяжённость главного пути уменьшилась с 3,15 до 1,2 км, но при этом количество станций увеличилось до трёх. Путь ДЖД проходит по дну оврага, где раньше протекала речка Царица (Пионерка), ныне забранная в трубы. Бывшая главная станция – Чекистов расположена недалеко от конечной станции Чекистов волгоградского скоростного трамвая. В 1980-е годы на этой станции было построено капитальное здание одностойлового локомотивного депо со вспомогательными помещениями на двух этажах. К сожалению, в годы перестройки здание было передано какому-то атлетическому клубу, а ведущий к нему путь разобран. Теперь на станции Чекистов не осталось никаких построек, принадлежащих ДЖД.

От станции Чекистов путь ДЖД идёт в направлении набережной Волги и проходит под эстакадой скоростного трамвая и автомобильным путепроводом через овраг. С этого путепровода очень хорошо видна вторая станция ДЖД – Пионерская – единственная на Волгоградской ДЖД, где есть хоть какие-то станционные постройки. (Правда, постройки эти – три деревянных вагончика.) Путевое развитие станции Пионерская представляет собой три пути и длинный тупик со стороны Чекистов. За неимением депо, именно здесь отстаивается весь подвижной состав.

После станции Пионерская путь ДЖД выходит на набережную и почти под прямым углом поворачивает на юго-запад. Пройдя немного по набережной Волги, путь оканчивается тупиковой станцией Гаситель. Своё название она получила от расположенного рядом с ней пожарного катера «Гаситель» – памятника Волжским речникам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне. Путевое развитие этой станции в целом повторяет Чекистов.

Стрелочные переводы всех трёх станций имеют ручной привод. Поскольку дорога строилась, как времянка, средства сигнализации на перегонах ДЖД отсутствуют. И за прошедшие 25 лет в этом отношении мало что изменилось.

Единственным существенным изменением стала в 1986 году замена тепловоза ТУ2-251, оставшегося ещё со старой ДЖД, новыми тепловозами ТУ7-2698 и ТУ7-2699. При этом вагоны остались прежними. Только в последние годы их существенно меньше – всего четыре.


При подготовке статьи использованы:
  • «Детские железные дороги МПС России», Москва, ЦДДЖ, 1999
  • Отчёт о работе Малой Сталинградской ж.д. за 1954 год.
  • Материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • Материалы из личного архива В.Г. Зимина
  • Материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • Журнал «Modelleisenbahner», №4-1983
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!