На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Сталинград (Волгоград)
1948-1979

поезд
Фото из отчёта о работе Малой Сталинградской ж.д. в 1954 году.
Малая Сталинградская ж.д., позже Малая Приволжская ж.д.
Открыта: 2 мая 1948 года
Закрыта: в 1979 году в связи с переносом на новое место
Протяжённость: 3,15 км
Колея: 600 мм, с 1960 года – 750 мм
Была расположена на набережной реки Волга
2 станции: Пионерка, Родимцево
Искусственные сооружения: нет
Подвижной состав: паровозы HF11005, HF11025, 4 деревянных пассажирских вагона;
позже: паровоз Гр-327, мотовоз ТУ2м-040, тепловозы ТУ2-099, ТУ2-251, вагоны PAFAWAG

Назад

Торжественное открытие Малой Сталинградской железной дороги состоялось 2 мая 1948 года. Её путь протяжённостью 3,15 км проходил по набережной правого берега Волги от устья реки Пионерки (Царицы) до Мамаева кургана. Станция, находившаяся у Мамаева кургана, называлась Родимцево, вторая – Пионерка. На обеих станциях имелись деревянные станционные постройки весьма затейливой архитектуры.

Путевое развитие станций особой оригинальностью не отличалось: обе были двухпутными тупиковыми. (Из-за этого со станции Родимцево на станцию Пионерка паровоз возвращался тендером вперёд.) А вот путь на перегоне был весьма необычным. Часть его в районе станции Пионерка была проложена вровень с полотном автомобильной дороги. На этом участке промежуток между рельсами был закрыт подобно тому, как это делается на трамвайных путях. Причём, рельсы на этом участке опирались не на обычные шпалы, а на штампованные стальные поперечные балки, как это делалось обычно на военно-полевых железных дорогах. Но самой необычной особенностью Сталинградской ДЖД была ширина колеи – всего 600 мм.

Вообще говоря, ширина колеи и способ укладки рельсов в данном случае не должны вызывать особого удивления, поскольку после Сталинградской битвы в этих местах осталось немало трофейной техники, в том числе, оборудования и подвижного состава немецких военно-полевых железных дорог. Так, первые годы после открытия дороги поезда Малой Сталинградской водили трофейные военно-полевые паровозы HF 11005 и HF 11025. Сам же поезд состоял из четырёх 4-осных деревянных пассажирских вагонов. Построены они были на базе немецких тележек с тормозными площадками. Вагоны не имели тамбуров, а расположенные на торцевых стенках кузова двери вели на тормозную площадку. При этом сама площадка, закреплённая на раме тележки, при прохождении кривых поворачивалась относительно кузова вагона.


Первые вагоны Малой Сталинградской.
На раме вагона видна надпись: «торм. ручной».
Фото из личного архива А.К. Филиппова. 1954 год.

Такое решение, типичное для немецких военно-полевых дорог было весьма необычным для отечественных узкоколеек. К сожалению, производителя этих вагонов пока установить не удалось. Как не удалось проследить и судьбу паровозов. На разных фотографиях тех лет чётко читаются номера HF 11005 и HF 11025, но нам не попадалось ни одной фотографии, где были бы запечатлены одновременно оба паровоза. Возможно, они работали на ДЖД в разное время, а может быть, разные номера – и вовсе плод банальной перенумерации.

В 1952 году с открытием Волго-Донского канала началась реконструкция набережной Волги. В связи с этим часть пути ДЖД была временно разобрана. Из-за нерасторопности городских властей и подрядчика строительства восстановить полотно дороги до открытия летнего сезона не успели. Горисполком несколько раз переносил сроки окончания работ. Но восстановительные работы при этом даже не начинались. Желая отвязаться от настойчивого начальника Сталинградской ДЖД, заместитель председателя Горисполкома Остапенко предложил на выбор два варианта решения проблемы: перенос дороги в новое место или эксплуатацию оставшегося километрового участка, прилегающего к станции Родимцево с переносом центральной станции Пионерка на новое место. Не удовлетворившись предложенными вариантами, начальник ДЖД инженер-капитан Стригина в августе 1952 года направила рапорт в Москву, и к началу сезона 1953 года детская железная дорога всё же была восстановлена в полном объёме на прежнем месте.

В 1960 году возникла необходимость в перешивке пути с колеи 600 мм на колею 750 мм, вызванная получением нового подвижного состава: тепловоза ТУ2-099 и нескольких вагонов PAFAWAG. Тогда же (или чуть позже) дорога получила мотовоз ТУ2м-040. В том же году старые вагоны и локомотивы были уничтожены. Всё это стало для ДЖД большим шагом вперёд от морально устаревших паровозов. Да и в отличие от прежних лет новый подвижной состав был оборудован автотормозами.


Мотовоз ТУ2м-040 ведёт поезд «Пионерия» по набережной Волги.
Открытка 1967 года.

Есть основания полагать, что в 1960 году, помимо тепловоза ТУ2, дорога получила с Эстонской ж.д. ещё и паровоз Гр-327. Есть даже упоминания об этом в картотеке ЦТ МПС СССР. Но он, вероятно, проработал на детской дороге очень недолго. По крайней мере, его фотографий на линии Волгоградской ДЖД почти не сохранилось.


Паровоз Гр с вагонами PAFAWAG по набережной Волги.
Фото из конкурсной работы О. Скабелиной.

А вот тёмно-синий тепловоз ТУ2-099 на многие годы стал предметом особой гордости детской дороги. На лобовых стенках кабины с любовью сделанными накладными буквами были набраны слова «Малая Сталинградская». Но с этой надписью тепловоз проходил недолго. В 1961 году, с момента переименования Сталинграда в Волгоград детская железная дорога стала называться Малой Приволжской. Надпись на тепловозе пришлось менять. (Вообще говоря, «большая» Сталинградская железная дорога перестала существовать ещё в 1957 году, когда после объединения с Рязано-Уральской она была переименована в Приволжскую. При этом детская железная дорога ещё несколько лет оставалась Малой Сталинградской.)

В первой половине 1970-х годов локомотивный парк Волгоградской ДЖД пополнился тепловозом ТУ2-251. В течение нескольких лет детская дорога располагала тремя тепловозами. Вагоны были сформированы в три состава («Пионерия», «Комсомолец» и «Волгоград») по 3-4 вагона в каждом и выкрашены в три разных цвета – красный, синий и зелёный.

В конце 1970-х (предположительно, в 1979 году) тепловоз ТУ2-099 был передан на детскую железную дорогу в Баку. Тогда же был списан и сдан в металлолом достаточно редкий для ДЖД мотовоз ТУ2м-040 (нам известно всего о двух случаях применения на ДЖД локомотивов такого типа).

В 1978 году, как и в 1952 году, дорога была разобрана из-за начавшейся реконструкции набережной. Так же как и в прошлый раз, восстановить дорогу в срок не успели, и тогда был предложено временно перенести дорогу на новое место. Летом 1979 года дорога открылась снова. Но после завершения работ по реконструкции набережной места для ДЖД на ней не нашлось. Поскольку, эта дорога мало чем связана со старой, её описанию мы посвятим отдельную страницу.

Назад

При подготовке статьи использованы:
  • «Детские железные дороги МПС России», Москва, ЦДДЖ, 1999
  • Отчёт о работе Малой Сталинградской ж.д. за 1954 год
  • Журнал «Огонёк» № 34, август 1969 года
  • Газета «Рабочий транспорта» № 88 (3341) от 22 июля 1953 года
  • Материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • Материалы РГАКФД
  • Материалы из личного архива В.Г. Зимина
  • Материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • R. Beier, J.O. Slezak, Lokomotiv-Schicksale 1938–1955., Wien, 2001
  • Скабелина О.А. Приволжская Детская Железная Дорога / конкурсные работы проекта «Мирознай»
  • последнее обновление страницы: 05.10.2014
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!