Вильнюс
Открыта: 4 августа 1946 года
Закрыта в 1980-х годах
Длина: 1,6 км
Расположена в парке Вингис (ранее парк Закрет)
Остановочные пункты: 3 станции (Пионерская, Комсомольская, Спортивная)
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-123, 4 пассажирских вагона PAFAWAG и 1 багажный вагон;
ранее были паровозы Т3-78, Т4-155, Т4-447 (159-447), Т4-652, 40 грузовых вагонов.
В 1946 году в Вильнюсе была построена первая в Прибалтике детская железная дорога. Она проходила по живописному сосновому бору Закретского парка (ныне парк Вингис), частично по насыпи построенной ещё в 1930-е годы и закрытой во время войны узкоколейки Бурбишкес Жверинас Шпнипишкес Антакальнис. Протяжённость главного пути ДЖД составляла более четырёх километров. На маршруте имелось четыре станции: Пионерская, Спортивная и Комсомольская, Победа. На станции Победа была размещена главная техническая база подвижного состава. Вся линия ДЖД была оснащена электрожезловой системой и межстанционной телефонной связью.
4 августа 1946 года, в Сталинский день железнодорожника, со станции Победа отправился в путь первый поезд Малой Литовской ж.д. под управлением ученика 5 класса школы № 1 Аркадия Бахметьева.
Была у Вильнюсской дороги тех лет и одна интересная особенность: помимо пассажирских перевозок она занималась ещё и грузовыми. По детской железной дороги с ширококолейной товарной станции на городскую ТЭЦ доставлялось топливо. И что любопытно, дорога была причислена к стратегически важным системам жизнеобеспечения города, а потому долгое время запрещено было даже указывать её на картах. Этой особенностью объясняется и очень необычный для детских железных дорог парк подвижного состава: дорога имела пять жёстких пассажирских вагонов, построенных ещё до войны одним из прибалтийских заводов и 40 грузовых вагонов для перевозки угля. На дороге работал один польский пассажирский паровоз Т4-155 серии Wp29 (именно он и открывал движение в 1946 году) и три грузовых паровоза: Т3-78 (Коломенского завода, типа 86), Т4-447 (серии 159) и Т4-652 (его тип установить пока не удалось).
Обслуживанием грузоперевозок по очереди занимались юные железнодорожники и взрослые. После строительства в 1951 году новой ТЭЦ в районе Вилкпеде объём грузоперевозок пошёл на убыль, топливо для новой электростанции доставлялось уже по широкой колее. С 1951-1952 годов в ведении юных железнодорожников остались лишь пассажирские перевозки, а все грузовые перевозки осуществлялись взрослыми. И хотя протяжённость дороги не изменилась, с этого времени за детской дорогой числилось только полтора километра пути. Но такое положение дел сохранялось недолго. Не позднее 1954 года подвоз угля по узкоколейке прекратился окончательно (сперва перешли на автотранспорт, а позже перевели ТЭЦ на газ). В связи с этим была разобрана станция Победа и примыкающий к ней перегон.
С этого момента началось списание ставшего ненужным подвижного состава. В 1955 году один из паровозов (вероятно, Т4-447) бы передан Калиниградскому железнодорожному техникуму. В 1956 году паровоз Т3-78 был передан на строительство Рижской ДЖД. В 1957 году был списан последний товарный паровоз Т4-652. Вероятно, в том же году детская железная дорога получила в своё распоряжение тепловоз ТУ2-123, а несколькими годами позже четыре цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1960 году паровая тяга на Вильнюсской ДЖД была ликвидирована, а паровоз Т4-155 вместе со старыми пассажирскими вагонами списан.
Более поздние периоды истории Вильнюсской ДЖД, к сожалению, остались для нас малоизученными: ценные исторические документы, найденные литовскими коллегами безвозвратно утрачены по вине почтовых служб. Не до конца ясны даже обстоятельства, при которых была закрыта Вильнюсская ДЖД.
По некоторым данным, дорога была закрыта в 1980 году для строительства то ли теплотрассы, то ли пешеходного моста. В архивах Прибалтийской железной дороги имеется даже акт о закрытии и списании с баланса пути детской железной дороги, датированный 31 декабря 1980 года. С другой же стороны в книгах учёта тягового подвижного состава имеются данные о том, что тепловоз ТУ2-123 был списан лишь в 1983 году, а другой тепловоз ТУ2-002 был получен в 1980 году, и в 1984 году передан в Ровно в связи закрытием дороги. Противоречие усиливается ещё и тем, что ни на одной известной нам фотографии Вильнюсской ДЖД мы не обнаружили тепловоза ТУ2-002.
Так или иначе, но даже спустя несколько лет после закрытия дороги в Вильнюсе продолжали работать кружки юных железнодорожников. До 1986 года смены юных железнодорожников выезжали на летнюю практику в Ленинград, на Малую Октябрьскую железную дорогу.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
газета «Комсомольская правда», 15.08.1946
газета «Советская Литва», № 187 (1221), 10.08.1947
газета «Молодёжь Литвы», 09.06.1954
Отчет о работе Малой Литовской (Детской) железной дороги за 1951/52 уч.г.
материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
материалы из личного архива П. Клауса
материалы из личного архива Т. Алтбергса
последнее обновление страницы: 22.06.2005
|