На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Ужур


Электровоз ЭД-01.
Предположительно, 1950-е годы.
Фото из семейного архива Ирины Золотиной.
Малая Ужурская электрожелезная дорога
Открыта: в августе 1951 года
Закрыта: не ранее 1969 года
Длина: 0,6 км
2 станции: Салют и Победа
Подвижной состав: электровоз ЭД-01 и два деревянных пассажирских вагона

Первоначально линия ДЖД имела протяженность 300 метров. При этом на маршруте имелся крутой подъем (16‰) и кривая радиусом 50 метров. По концам линии находились станции, не имевшие путевого развития.

Подвижной состав ДЖД включал два деревянных пассажирских вагона и самодельный электровоз ЭД-01, позволявший разогнать поезд до 15 км/ч.

В августе 1958 года ДЖД была удлинена на 250 (по некоторым данным на 300) метров.



Юные железнодорожники Ужурской ДЖД на фоне вокзала станции Салют.
Предположительно, 1950-е годы.
Фото из семейного архива Ирины Золотиной.


Путь детской железной дороги.
Слева видна опора контактной сети.
Фото из коллекции Виктора Мамаева. (www.uzhur-city.ru)


Юные железнодорожники в вагоне поезда Ужурской ДЖД.
Предположительно, 1950-е годы.
Фото из семейного архива Ирины Золотиной.


Пассажиры в вагоне поезда Ужурской ДЖД.
Предположительно, 1950-е годы.
Фото из семейного архива Ирины Золотиной.

К сожалению, дальнейшая история Ужурской ДЖД осталась практически неизвестной. Никаких документальных упоминаний о Детской железной дороге в Ужуре после 1969 года автору найти не удалось. Последнее – в Сводке Управления статистического учета и отчетности МПС СССР № 106 «О наличии малых детских железных дорог на 1 января 1969 г.»

По детским воспоминаниям бывшего жителя Ужура, дорога функционировала ещё и в 1983 году. Но следует учесть, что тогда ему было лишь 4 года, поэтому воспоминания могут быть не совсем точны.

По мнению Сергея Болашенко, ещё одним подтверждением существования Ужурской ДЖД до конца 1980-х годов может служить факт отгрузки в 1988 году с Камбарского машиностроительного завода в Ужур, в адрес одного из подразделений МПС СССР тепловозов ТУ7А-3029 и ТУ7А-3036. При этом никаких доказательств того, что они предназначались именно для Ужурской ДЖД пока не найдено.

Ни одно из этих упоминаний невозможно считать авторитетным и гаранитрованно достоверным подтверждением существования детской дороги после 1969 года. История Ужурской ДЖД так и остаётся сплошным белым пятном. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Журнал «Юный Техник», № 7, 1957
  • Буклет Киевской ДЖД, 1961
  • Календарь-справочник железнодорожника 1962/1963, М., Трансжелдориздат, 1962
  • Сводка Управления статистического учета и отчетности МПС СССР № 106 «О наличии малых детских железных дорог на 1 января 1969 г.», 17.02.1969
  • Материалы из личного архива А.К. Филиппова
  • Сведения предоставленные Павлом Желтовым
  • Фотогалерея сайта www.uzhur-city.ru
  • последнее обновление страницы: 13.04.2016
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!