На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Уфа

Поезд на станции Юность
Детская железная дорога имени Героя Советского Союза В.П.Доброреза
Открыта: 10 мая 1953 года
Расположена в парке им.Якутова
Длина: 1,8 км (кольцевая)
2 станции Юность, Приозёрная
Подвижной состав: тепловозы ТУ10-010, ТУ7А-3357, 7 вагонов ПВ40, 3 пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода
Ранее были: паровоз 159-469, тепловоз ТУ2-104, пассажирские вагоны PAFAWAG
Адрес: 450006, г. Уфа, ул. Белякова, д. 1
Тел.: (347) 229-12-81
Начальник: САДЫКОВ Габбас Сафиевич

Решение о строительстве детской железной дороги в г.Уфе было принято руководством Уфимской железной дороги в 1952 году (с 1958 г. Башкирское отделение Куйбышевской ж.д.). В этом же году Постановлением № 782 от 28.11.52 г. Главного управления капитального строительства МПС СССР было принято совместное решение о строительстве дороги в городском детском парке им.И.С.Якутова в г.Уфе.

Тогда же было начато строительство дороги, и концу 1952 года было уложено 2 км пути колеи 750 мм. План дороги представлял собой «восьмерку» и дорога имела пересечение в одном уровне по типу «глухого пересечения». Рабочие локомотивного депо ст. Уфа отремонтировали узкоколейный паровоз серии 159 номер 649, доставленный в Уфу с Белорецкой узкоколейной железной дороги. На базе трех четырехосных узкоколейных платформ Усть-Катавского завода в вагонном депо Уфа построили 3 деревянных пассажирских вагона открытого типа. Связисты оборудовали дорогу полуавтоматической блокировкой на перегоне, а на станции: привод стрелок ручной, контроль положения стрелки осуществлялся замками Мелентьева. Дистанция гражданских сооружений выстроила деревянный вокзал.

Паровоз 159-649

10 мая 1953 года на Уфимской детской железной дороге было открыто движение поездов. В этот день от перрона ст.Пионерская отправился в свой первый рейс поезд «Пионер Башкирии»…

В 1959 г. на смену паровозу приходит тепловоз серии ТУ2-104. В результате чего пришлось перекладывать путь в кривых до радиуса 40 м, а чуть позже, когда в 1961 году деревянные вагоны сменили 7 пассажирских вагонов завода Pafawag, радиус кривых довели до 50-60 м.

Юный железнодорождник обслуживает паровоз

В 1961 г. паровоз постигла участь остальных своих собратьев – порезан в металлолом, два деревянных пассажирских вагона также списали, а третий – был обратно переоборудован в грузовую платформу (проработал на дороге до 1987 года на хоз. нуждах). Таким образом, к 1962 году на дороге остался только тепловоз, 7 пассажирских вагонов (2 стояли в запасе, третий прицеплялся по праздникам, а четыре постоянно были в составе поезда «Пионер Башкирии»), и грузовая платформа.

В 1985-86 гг. в парке проводилась реконструкция, которая затронула и ДЖД. В результате план дороги изменился и стал представлять собой кольцо.

Общая протяженность дороги составила 1,8 км.

Эпоха перестройки конца 80-х, начала 90-х годов отразилась и на дороге. Так ст.Пионерская получила новое имя – Юность, а поезд стал называться «Юный железнодорожник».

В 1991 г. вагонный парк дороги обновился. На смену отработавшим 7 вагонам Pafawag, пришли 5 пассажирских вагонов Демиховского маш.завода серии ПВ-40. Шесть старых вагонов списали, а последний (заводской номер 749) остался на дороге под хозяйственные нужды.

Новый вокзал

В 1996-97 гг. на месте старого деревянного вокзала был построен кирпичный, по своей архитектуре точно повторяющий своего предшественника.

Силами юных железнодорожников в 1998 г. при поддержке Уфимской дистанции сигнализации и связи ст.Юность оборудовали устройствами электроцентрализации, а перегон – двухсторонней числовой кодовой автоблокировкой.

Для поездной и маневровой работы используются переносные радиостанции «Транспорт». Поезд имеет радиоузел, с которого осуществляется трансляция по всем вагонам поезда.

ТУ2-104

Кроме этого, дорога имеет учебный корпус с классами подвижного состава, организации движения поездов, СЦБ и связи и слесарно-механическую мастерскую.

Движение поездов осуществляется с 1 мая по 30 сентября 5 дней в неделю. За день поезд «Юный железнодорожник» выполняет 14 рейсов, а в течение лета - около 1200-1250 рейсов и перевозит около 20 тыс. пассажиров.

В планах: оборудование тепловоза устройствами АЛСН и строительство локомотивного депо.

Воинов С.А. (Локотранс № 2/2000)

АЛСН
Локомотивный светофор системы АЛСН в кабине тепловоза ТУ2-104.

В 2003 году была построена вторая станция – Приозёрная. На ней оборудован пункт отстоя подвижного состава.

17 декабря 2011 года Уфимская ДЖД получила новый тепловоз ТУ10-010. Использовавшийся ранее ТУ2-104 отправлен в Самару, в музей при Самарском государственном университете путей сообщения (САМГУПС).


Тепловоз ТУ2-104 на площадке Поволжского музей железнодорожного транспорта (г. Самара).
Фото Михаила Козелкова. 27 апреля 2012 года.
последнее обновление страницы: 18.09.2012
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!