На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Санкт-Петербург 1999-...

Поезд на станции Шувалово
Длина:
в 1999–2001 годах: около 6 км
с 2002 года: 1,6 км
Остановочные пункты:
в 1999–2001 годах: 4 станции Юный, Озёрная, Лесная, Береговая и 1 платформа Шувалово
с 2002 года: 2 станции: Юный, Озёрная
Сооружения:
в 1999–2001 годах: участок трёхниточного пути, металлический мост, три переезда
с 2002 года: нет
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-167, ТУ2-191, ТУ7-2866 (с 2015 года), 5 пассажирских вагонов ПВ40
Ранее были: тепловозы ТУ2-060 (до 2002 года), ТУ2-167 (передан на Южную трассу МОЖД), ещё 5 пассажирских вагонов ПВ40 (переданы на Южную трассу МОЖД)

Сезон 1999 года закончился для дороги знаменательным событием – 28 августа торжественно открылся новый участок, длиной 4,2 км на север от станции Озёрная. Проектированием этого участка занималась инициативная группа, состоящая из ведущих сотрудников проектной группы РАО «ВСМ» (Высокоскоростные магистрали) под руководством главного инженера проекта Николая Лукина.

На всём новом участке уложен трёхниточный путь совмещённой колеи 1520/750 мм по существующему подъездному пути от станции Шувалово Октябрьской дороги. Такое решение позволило в десятки раз снизить затраты на реконструкцию ДЖД по сравнению с вариантом прокладки отдельного пути.

схема ДЖД 1999 год
Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по её названию ст.Береговая ст.Лесная пл.Шувалово ст.Озёрная ст.Юный см. Толковый словарь

Платформа Шувалово Малой Октябрьской совмещена со станцией Шувалово «большой» Октябрьской. На ней кроме путей колеи 1520 мм имеется один совмещённый путь колеи 1520/750 мм. Таким образом, в Шувалово можно было одновременно увидеть и «большие», и узкоколейные поезда. Пожалуй, это уникальный случай, когда пути детской железной дороги проходят по действующей станции «большой» железной дороги.

Для обеспечения безопасности движения по детской железной дороге, при строительстве нового участка МОЖД, на путях колеи 1520 мм были установлены сбрасывающие стрелки в начале и конце трёхниточного пути (на Озёрной и Береговой) и несколько изменена СЦБ станции Шувалово Октябрьской дороги. Это позволило полностью изолировать трёхниточный участок от широкой колеи в то время, когда осуществляется движение по МОЖД. В остальное время (ночью, зимой) – трёхниточный участок используется как подъездной путь от Шувалово к предприятиям района.

На новом участке находятся станции Береговая, Лесная и платформа Шувалово. Появление промежуточной станции Лесная с полноценным путевым развитием снова сделало возможным обращение двух составов. К сожалению, к моменту открытия нового участка не были смонтированы необходимые средства СЦБ, и в ходу остался один поезд.

Одновременно с открытием нового участка, на МОЖД появилось три новых переезда: рядом со станцией Озёрной (он совмещён с переездом на главном ходу Октябрьской линии, и потому обслуживается кадровыми железнодорожниками), два других – между Шувалово и Лесной.

Но радость Малой Октябрьской была недолгой. После случившегося 26 января 2000 года на перегоне Торбино–Мстинский мост (Новгородская область) крушения пассажирского поезда начальник Октябрьской железной дороги был отстранён от должности. Для детской дороги это стало тяжёлым ударом. Ставшему начальником Октябрьской магистрали «крепкому сибирскому мужику» – как писала о нём пресса – Комарову детская железная дорога оказалась неинтересна. «Большая» железная дорога как могла стала теснить свою «малую». Службу движения не устраивало то, что отведённый для совместного использования с МОЖД путь станции Шувалово уже нельзя было использовать для долговременного отстоя порожняка. Из-за уложенного в путь третьего рельса служба пути уже не могла вести механизированную подбивку и рихтовку пути на этом участке, все работы приходилось выполнять вручную. Недовольна была и служба сигнализации и связи. Ежедневно для открытия и закрытия движения по Малой Октябрьской дежурный электромеханик СЦБ станции Шувалово должен был приехать на УАЗике на станцию МОЖД Озёрная, привезённым с собой ключом от замка Мелентьева отпереть сбрасывающую стрелку и перевести её в охранное положение. После этого с извлечённым из замка вторым ключом он ехал на другую конечную станцию МОЖД – Береговую, где проделывал такие же действия со второй сбрасывающей стрелкой. И только после его возвращения на пост ЭЦ станции Шувалово можно было открыть движение по северному участку детской дороги. Не удивительно, что выполненные за весь сезон 2000 года рейсы по новому участку можно было сосчитать по пальцам.

В 2001 году тепловоз ТУ2-191 был отправлен в плановый ремонт. Простояв некоторое время на ширококолейной грузовой платформе в локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский, он был отправлен в Даугавпилс на локомотиворемонтный завод.

Сезон 2002 года оказался для Малой Октябрьской тяжёлым во многих отношениях. В ночь на 30 мая, накануне открытия летнего сезона, неизвестные вандалы подожгли тепловоз ТУ2-060. Это была совершенно глупая, но хорошо спланированная акция. Двое хулиганов разбили камнем стекло одного из тепловозов и тут же бросились наутёк. Естественно, охрана Малой Октябрьской попыталась их догнать, а в это время два других соучастника преступления закидали тепловозы бутылками с самодельной зажигательной смесью. К счастью, попавшая в ТУ2-167 бутылка то ли не разбилась, то ли не загорелась. Тепловоз остался цел. А вот тепловозу ТУ2-060 не повезло. Пожаром он был полностью выведен из строя. Выгорело всё оборудование одной из кабин, большая часть силового электрооборудования. От высокой температуры даже потеряли упругость рессоры на одной из тележек, искривился каркас кузова. В тот же день тепловоз был вывезен с Малой Октябрьской. В распоряжении дороги остался один единственный локомотив, из-за чего привычным явлением стали отмены поездов по неисправности тепловоза.

К середине сезона 2002 года никому, как выяснилось, ненужный третий рельс на новом участке путейцы стали в некоторых местах демонтировать. Малая Октябрьская дорога лишилась возможности пользоваться новым участком.


Летом 2002 года мешающий путейцам средний рельс трёхниточного пути постепенно стали разбирать.
Фото Василия Турченко. 27 августа 2002 года.

В конце 2003 года начались активные поиски путей решения проблемы тягового подвижного состава. Проблема оказалась не из лёгких. В 2004 году после долгих пререканий из Латвии был возвращён ТУ2-191, но, как выяснилось, за два года с тепловозом так ничего и не успели сделать. Тепловоз было решено отремонтировать силами Службы специального самоходного подвижного состава и автомобильного транспорта «большой» дороги, способной отремонтировать на достаточно высоком техническом уровне любой нестандартный подвижной состав.

Осенью 2004 года управление Малой Октябрьской железной дороги перенесено с Лиговского проспекта на Тамбовскую улицу, в Дом культуры железнодорожников. Спустя много лет детская дорога, наконец-то, получила просторные учебные помещения. Более того, во дворе нового управления появилась возможность соорудить небольшой полигон, на котором имеется участок пути со стрелочным переводом, переезд и другие наглядные пособия для юных железнодорожников.

Но описание истории Малой Октябрьской железной дороги будет неполным, если не рассказать о многочисленных проектах реконструкции и переноса её в другое место. Этой теме мы посвящаем отдельную главу.

последнее обновление страницы: 04.11.2005
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!