На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Семипалатинск

тепловоз
Тепловоз ТУ2-140 в локомотивном депо Семипалатинск.
Фото Вадима Миронова, 1989 год.
Открыта: 4 августа 1979 года
Закрыта: в 1990-е годы
Длина: около 4–4,5 км
Находится: на острове Полковничий (ранее – остров Кирова)
Остановочных пунктов: 3
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-140, не менее 3 вагонов PAFAWAG, вагоны ПВ40

Всего за месяц на острове имени Кирова на Иртыше была возведена детская железная дорога. В строительстве принимали участие многие предприятия города и Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги.

Открытие дороги было приурочено ко Дню железнодорожника. В 10 часов утра 4 августа 1979 года начался торжественный митинг, на котором присутствовали первый заместитель председателя облисполкома А.С. Еременко, председатель горисполкома Ч.К. Уразбаев, первый секретарь горкома КПСС Н.М. Ульянов, начальник Алма-Атинской железной дороги Е.Б. Бурумбаев, начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К.Г. Ержанов. Права вбить символический «серебряный костыль» удостоился старший мастер Семипалатинской дистанции пути Александр Лукич Курезе. После этого депутат Верховного совета СССР, первый секретарь областного комитета партии А.Г. Рамазанов перерезал алую ленточку и поезд детской железной дороги отправился в свой первый рейс. Его вели ученики семипалатинской средней школы № 64 О. Егоров и И. Дунай под руководством взрослых машиниста-инструктора С. Куатбаева и его помощника К. Юданка.

Главная станция располагалась на кольцевом участке пути протяжённостью 2,5 километра. Неподалёку от неё – живой уголок, который вполне можно было назвать небольшим зоопарком. Самыми крупными животными в нём были сайгаки. Ещё два остановочных пункта находились на ветке, отходившей на север от петли. Вдоль пути были установлены скульптуры. Особый восторг детворы вызывал буфет, в котором продавалась недавно появившаяся в Советском Союзе «Пепси-Кола».

Но благополучие было недолгим. Уже к середине 1990-х годов дорога закрылась. К 2000 году полотно дороги было уже полностью разобрано и разворовано местными жителями. В здании вокзала теперь находится кафе. Рядом с ним ещё стоит один уцелевший вагон.

вокзал
Здание вокзала Семипалатинской ДЖД.
Фото Константина Герасенко, апрель 2008 года.
вагон
Единственный уцелевший вагон Семипалатинской ДЖД.
Фото Константина Герасенко, апрель 2008 года.

К сожалению, о Семипалатинской ДЖД мне больше ничего не известно. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Луцай В. «Малый Турксиб» – в строю! // газета «Иртыш», № 151, 07.08.1979
  • калька топографической карты 1987 года, предоставленная Дмитрием Зиновьевым
  • материалы, предоставленные Вадимом Мироновым
  • воспоминания Константина Герасенко
  • воспоминания Генадия Марарь
  • последнее обновление страницы: 12.04.2010
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!