На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Самара (Куйбышев)

паровоз
Фото Д. Сутягина. 1999 год.

Мне неоднократно приходилось слышать о Самарской ДЖД. В 1999 году, специально съездив для этого в Самару, я выяснил, что ДЖД в Самаре нет и никогда не было.

Куйбышевская железная дорога одна из немногих, которая не имеет в своём «столичном» городе (Самаре) детской железной дороги. Причиной этому послужил в своё время раздрай между руководством дороги и города.

Много лет назад, в середине 1970-х, руководство Куйбышевской ж.д. решило построить детскую железную дорогу, но поскольку земля принадлежит городу, построить её без согласия городского начальства было невозможно. А вот городское начальство по какой-то не понятной причине этого делать не хотело. Долгое препирательство закончилось компромиссом – город разрешает строить ДЖД, но по их проекту. Когда руководство дороги увидело этот проект, оно просто пришло в ужас и отказалось от участия. Градоначальники же решили довести дело до конца и построили в парке им.  Щорса, что в 5–7 минутах ходьбы от вокзала, чудо-обьект – колечко диаметром 50 метров, ни одной стрелки и одна единственная платформа.

В качестве подвижного состава использовались прицепы от мотодрезины ТД5У колеи 750 мм, на один из которых был поставлен электромотор и сварной кузов в форме старинного паровоза, а на остальные – пассажирские кабинки на 6-8 мест. «Электро-паровоз» получал питание от контактного провода, проложенного между рельсами на высоте 7–10 см, и имел прямодействующий тормоз (прямее не бывает) – снаружи кабины торчал рычаг, на одном из концов которого была закреплена тормозная колодка, а за другой конец держался машинист.


Единственная платформа. Хорошо видно между рельсами крепление контактного провода.
Фото Д. Сутягина. 1999 год.

После нескольких лет эксплуатации у машиниста от езды по кругу, видимо, начала кружиться голова, и управление составом стало осуществляться из электрического шкафа на краю платформы. Интереснее всего выглядел процесс остановки поезда – «машинист» выключал главный выключатель, по платформе подбегал к приближающемуся поезду и хватался за рычаг тормоза.

С 1993–95 годов эта карусель не работает и постепенно разворовывается.

Весной 2005 года история получила довольно интересное развитие. Выпускник Уфимской ДЖД, а ныне ректор Самарской государственной академии путей сообщения (СамГАПС) Александр Ковтунов предложил своим студентам заняться подготовкой проекта настоящей детской железной дороги.

В апреле 2005 года группа студентов кафедры «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» под руководством заведующего кафедрой А.А. Бондаренко провела во время общегородского субботника первый этап проектно-изыскательских работ – геодезическую съёмку по периметру парка «Дружба». В работе им помогали учащиеся Самарского многопрофильного лицея-интерната.

По результатам этих работ стало понятно, что парк имеет очень сложный рельеф, мало пригодный для прокладки железной дороги. Разница высот на противоположных сторонах парка составляет несколько метров, а крутизна склона – порядка 40‰. В связи с эти была предложена следующая схема ДЖД:

На кольцевом участке пути протяжённостью 1,1 км имеется два остановочных пункта: станция СамГАПС и платформа Mavi-Land, названная так в честь расположенного неподалёку детского парка аттракционов. В низинной части парка пути должны пройти по бетонной эстакаде высотой несколько метров. В непосредственной близости от главной станции ДЖД находится станция метро Советская. Благодаря этому детская дорога сможет выполнять роль паркового транспорта: использоваться для доставки посетителей от главного входа в парк до аттракционов, летнего кафе и обратно.

В феврале 2008 года ОАО «РЖД» подписало с администрацией Самары соглашение о совместном финансировании строительства и эксплуатации детской железной дороги на паритетной основе. В июле того же года самарским Комитетом градостроительства и архитектуры было выдано планировочное задание. Генеральным проектировщиком выбран Самарский проектно-изыскательский институт «Желдорпроект Поволжья». Его предложения были куда серьёзнее первоначального варианта: линия протяжённостью 3,5 км с двумя остановочными пунктами, здание вокзала, совмещённое с постом ЭЦ и учебным корпусом, локомотиво-вагонное депо на один тепловоз и три вагона, два путепровода – пешеходный и железнодорожный. По грубым оценкам, на реализацию проекта потребовалось бы более 522 миллионов рублей. К сожалению, администрация Самары отказалась участвовать в финансировании дорогостоящего объекта, сославшись на «недостаточность средств городского бюджета, а также возрастающее влияние мирового финансового кризиса». Из-за этого все дальнейшие работы были прекращены. Тем не менее, руководство Куйбышевской железной дороги и летом 2010 года заявляло о решимости довести начатое дело до конца.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Строительство Детской железной дороги // сайт СамГАПС, 23.04.2005 г.
  • Елена ПАМУРЗИНА, От платформы № 1 отправится экспресс «Дружба» // газета «Волжский Комсомолец», 29.04.2005 г.
  • Дмитрий ПОПОВ, Необычный субботник // газета «Гудок», 29.04.2005 г.
  • Материалы, предоставленные Дмитрием Крыковым.
  • Материалы, предоставленные Максимом Дорониным.

  • последнее обновление страницы: 08.11.2010
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!