Самара (Куйбышев)
Фото Д. Сутягина. 1999 год.
Мне неоднократно приходилось слышать о Самарской ДЖД. В 1999 году, специально съездив для этого в Самару, я выяснил, что ДЖД в Самаре нет и никогда не было.
Куйбышевская железная дорога одна из немногих, которая не имеет в своём «столичном» городе (Самаре) детской железной дороги. Причиной этому послужил в своё время раздрай между руководством дороги и города.
Много лет назад, в середине 1970-х, руководство Куйбышевской ж.д. решило построить детскую железную дорогу, но поскольку земля принадлежит городу, построить её без согласия городского начальства было невозможно. А вот городское начальство по какой-то не понятной причине этого делать не хотело. Долгое препирательство закончилось компромиссом город разрешает строить ДЖД, но по их проекту. Когда руководство дороги увидело этот проект, оно просто пришло в ужас и отказалось от участия. Градоначальники же решили довести дело до конца и построили в парке им. Щорса, что в 57 минутах ходьбы от вокзала, чудо-обьект колечко диаметром 50 метров, ни одной стрелки и одна единственная платформа.
В качестве подвижного состава использовались прицепы от мотодрезины ТД5У колеи 750 мм, на один из которых был поставлен электромотор и сварной кузов в форме старинного паровоза, а на остальные пассажирские кабинки на 6-8 мест. «Электро-паровоз» получал питание от контактного провода, проложенного между рельсами на высоте 710 см, и имел прямодействующий тормоз (прямее не бывает) снаружи кабины торчал рычаг, на одном из концов которого была закреплена тормозная колодка, а за другой конец держался машинист.
Единственная платформа. Хорошо видно между рельсами крепление контактного провода.
Фото Д. Сутягина. 1999 год.
После нескольких лет эксплуатации у машиниста от езды по кругу, видимо, начала кружиться голова, и управление составом стало осуществляться из электрического шкафа на краю платформы. Интереснее всего выглядел процесс остановки поезда «машинист» выключал главный выключатель, по платформе подбегал к приближающемуся поезду и хватался за рычаг тормоза.
С 199395 годов эта карусель не работает и постепенно разворовывается.
Весной 2005 года история получила довольно интересное развитие. Выпускник Уфимской ДЖД, а ныне ректор Самарской государственной академии путей сообщения (СамГАПС) Александр Ковтунов предложил своим студентам заняться подготовкой проекта настоящей детской железной дороги.
В апреле 2005 года группа студентов кафедры «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» под руководством заведующего кафедрой А.А. Бондаренко провела во время общегородского субботника первый этап проектно-изыскательских работ геодезическую съёмку по периметру парка «Дружба». В работе им помогали учащиеся Самарского многопрофильного лицея-интерната.
По результатам этих работ стало понятно, что парк имеет очень сложный рельеф, мало пригодный для прокладки железной дороги. Разница высот на противоположных сторонах парка составляет несколько метров, а крутизна склона порядка 40‰. В связи с эти была предложена следующая схема ДЖД:
На кольцевом участке пути протяжённостью 1,1 км имеется два остановочных пункта: станция СамГАПС и платформа Mavi-Land, названная так в честь расположенного неподалёку детского парка аттракционов. В низинной части парка пути должны пройти по бетонной эстакаде высотой несколько метров. В непосредственной близости от главной станции ДЖД находится станция метро Советская. Благодаря этому детская дорога сможет выполнять роль паркового транспорта: использоваться для доставки посетителей от главного входа в парк до аттракционов, летнего кафе и обратно.
В феврале 2008 года ОАО «РЖД» подписало с администрацией Самары соглашение о совместном финансировании строительства и эксплуатации детской железной дороги на паритетной основе. В июле того же года самарским Комитетом градостроительства и архитектуры было выдано планировочное задание. Генеральным проектировщиком выбран Самарский проектно-изыскательский институт «Желдорпроект Поволжья». Его предложения были куда серьёзнее первоначального варианта: линия протяжённостью 3,5 км с двумя остановочными пунктами, здание вокзала, совмещённое с постом ЭЦ и учебным корпусом, локомотиво-вагонное депо на один тепловоз и три вагона, два путепровода пешеходный и железнодорожный. По грубым оценкам, на реализацию проекта потребовалось бы более 522 миллионов рублей. К сожалению, администрация Самары отказалась участвовать в финансировании дорогостоящего объекта, сославшись на «недостаточность средств городского бюджета, а также возрастающее влияние мирового финансового кризиса». Из-за этого все дальнейшие работы были прекращены. Тем не менее, руководство Куйбышевской железной дороги и летом 2010 года заявляло о решимости довести начатое дело до конца.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Строительство Детской железной дороги // сайт СамГАПС, 23.04.2005 г.
Елена ПАМУРЗИНА, От платформы № 1 отправится экспресс «Дружба» // газета «Волжский Комсомолец», 29.04.2005 г.
Дмитрий ПОПОВ, Необычный субботник // газета «Гудок», 29.04.2005 г.
Материалы, предоставленные Дмитрием Крыковым.
Материалы, предоставленные Максимом Дорониным.
последнее обновление страницы: 08.11.2010
|