На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Перевальск


Поезд Малой Перевальской готов к отправлению.
Фото М.Образцова. Сентябрь 1965 года.
Малая Перевальская железная дорога
Открыта: в 1965 году
Закрыта: нет данных
Длина 1,2 км
Остановочные пункты: 2 станции (Спортивная, Парковая)
Расположена в Парке имени Воровского
Подвижной состав: электровоз, 3 пассажирских вагона

Неоднократно попадались отрывочные упоминания о существовании в 1960-е годы детской железной дороги в городе Перевальске Луганской области. Но достоверность этих сведений всегда вызывала некоторые сомнения. Во-первых, не удавалось найти никаких документальных свидетельств. Во-вторых, уже было доподлинно известно об открывшейся в 1968 году ДЖД в городе Коммунарске. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы заметить: Коммунарск и Перевальск – города-спутники. В 1960-е годы расстояние между ними было всего несколько километров, а сейчас они уже практически слились воедино. Трудно поверить в то, что в одно и то же время на расстоянии нескольких километров друг от друга могли быть построены сразу две ДЖД. По нашим предположениям, речь могла либо идти об одной и той же дороге (Коммунарской), либо о каком-то парковом аттракционе. Именно поэтому детская дорога в Перевальске долгое время вообще не упоминалась на нашем сайте.

Первым серьёзным подтверждением удивительного факта существования второй ДЖД стала статья, опубликованная в областной газете «Луганская правда» 24 сентября 1965 года – почти за три года до открытия ДЖД в Коммунарске. Она развеяла все наши сомнения.

Малая Перевальская железная дорога была спроектирована и построена специалистами треста «Коммунарскуголь». Этим и объясняется отсутствие дороги в официальных списках Министерства путей сообщения. Руководили постройкой начальник службы пути А.Я.Бондаренко и начальник службы связи погрузочно-транспортного управления треста И.Г.Шрамко. Для подготовки юных железнодорожников был создан кружок под руководством ревизора службы безопасности движения Ю.Н.Ткаченко.

По всей видимости, дорога протяжённостью 1,2 км проходила по периметру Парка имени Воровского. Первая станция – Спортивная, вероятно, располагалась на южной границе парка, неподалёку от главного входа стадиона «Шахтёр». Вторая (Парковая) могла находиться где-то около ДК им. Воровского.

Поезд Малой Перевальской состоял из трёх самодельных вагонов, построенных на базе шахтных пассажирских вагонеток. Водил его электровоз (возможно, аккумуляторный), также переделанный из шахтного.

В той же статье говорилось о планах удлинения ДЖД до 4 км. К сожалению, нам не известно, удалось ли их реализовать. Да и вообще, о дальнейшей судьбе дороги никаких сведений найти пока не удалось. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления, пожалуйста свяжитесь со мной любым удобным для вас способом (см. Как с нами связаться?). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Малахов В. Малая Перевальская // «Луганская правда» – 24.09.1965

  • последнее обновление страницы: 05.03.2013
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!