На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Москва
(ЦПКиО им. Горького)


Фото из коллекции Д. Зиновьева (Паровоз ИС)
Газета «Вечерняя Москва», 9 января 1933 года.
Открыта в 1932–33 году
Располагалась в Детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького
Длина линии: 528 метров
2 станции
Подвижной состав: трёхвагонный электропоезд

Сейчас в самой Москве нет детской железной дороги (ближайшая – Малая Московская находится в сорока километрах от Москвы, в посёлке Кратово). Но это – сейчас, а в 1930-е годы детская железная дорога в Москве была. Причём, открылась она ещё в 1932 году, то есть, на три года раньше Тбилисской ДЖД, которая по общепринятой хронологии детских железных дорог считается самой первой. И мало того – дорога была к тому же и электрифицированной! На линии курсировал самодельный трёхвагонный электропоезд, получавший питание от контактной сети. Средний вагон электропоезда был моторным, а оба головных – прицепными. Кем был спроектирован и изготовлен этот состав, теперь установить очень сложно, но мы предполагаем, что построили его пионеры станции Подлипки Московского железнодорожного узла.

Располагалась эта дорога в Детском городке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. И хоть протяжённость её была не велика – всего 528 м – она была полноценной детской железной дорогой. На обоих концах дороги имелось по одной тупиковой станции (правда, одна – без станционных построек). На главной станции располагалось депо и собственная электроподстанция.

В 1936 году был утверждён проект удлинения дороги ещё на 410 м, строительства моста и переоборудования или постройки нового депо. Кроме того, планировалось построить три новых моторных вагона для второго электропоезда, паровоз и три вагона к нему. Удалось ли реализовать эти планы, мы не знаем.

По непонятным причинам эта дорога была старательно вычеркнута из истории. Нам удалось найти лишь два документальных подтверждения её существования – статью с фотографией в газете «Вечерняя Москва» за 9 января 1933 года и несколько строк в книге заместителя председателя Комитета содействия строительству детских железных дорог СССР А.И. Волкова «25 детских железных дорог СССР», изданной в 1936 году в Воронеже.

О дальнейшей судьбе этой дороги нам также ничего не известно. Ясно лишь, что к 1939 году её уже не существовало, а московская общественность была увлечена проектом строительства большой детской железной дороги в Измайловском парке.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • А.И. Волков, «25 детских железных дорог СССР», Воронеж, 1936
  • газета «Вечерняя Москва», 9 января 1933 г.

  • последнее обновление страницы: 23.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!