На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Мелитополь

Мелитопольская ДЖД
Поезд на станции им.Павлика Морозова
Фото Инсарова. 1938 год. (Из фондов РГАКФД)
Мелитопольская ДЖД имени Лазаря Кагановича
Открыта: в 1937 году (2 мая или 6 сентября)
Закрыта: вероятно, в 1941 году
Протяжённость: 2,5 – 3,2 км (кольцевая)
Расположена: в Парке имени Горького
Остановочные пункты: 2 станции (Пионерская, имени Павлика Морозова)
Подвижной состав: паровоз И.32 (тип 86), 6 пассажирских вагонов, построенных по проекту Днепропетровской ДЖД

Ещё одна малоизвестная ДЖД – Мелитопольская. Официальная статистика Министерства путей сообщения умалчивает об это дороге. Даже многие любители не догадываются о том, что такая когда-то существовала. Лишь из смутных воспоминаний старожилов удалось выяснить, что на территории Парка имени Горького до войны работала детская железная дорога. Долгое время нам не удавалось найти больше никаких подробностей о Мелитопольской ДЖД. Мы уже начали сомневаться, не о парковом ли аттракционе идёт речь.

Совершенно неожиданно все наши сомнения развеяла фотография 1938 года, найденная в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД). Из аннотации следовало, что детская железная дорога носила имя тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, а изображённая на ней станция – Павлика Морозова. Но особое внимание привлёк изображённый на фотографии подвижной состав. Паровозы типа 86 Коломенского завода в те годы, конечно, можно было встретить не только на ДЖД (хотя именно их охотнее всего отдавали на детские дороги из-за того, что они успели морально и физически устареть, и не удовлетворяли возросшим потребностям промышленных узкоколеек). А вот двухосные пассажирские вагоны, как две капли воды похожие на построенные Днепропетровским вагоноремонтным заводом специально для тамошней ДЖД – лучшее подтверждение тому, что это именно детская дорога. В те годы строители новых детских линий нередко приезжали перенимать опыт на Тбилисскую и Днепропетровскую. Гостеприимные хозяева охотно делились всеми своими знаниями. Нередко передавались и чертежи вагонов.

Всё это заставило нас активизировать поиски информации о Мелитопольской ДЖД. Спустя некоторое время они увенчались успехом.

Схема ДЖД
Схема Мелитопольской ДЖД.
Линия ДЖД наложена на современное состояние улично-дорожной сети.
Реконструкция Дмитрия Сутягина.

Кольцевой путь протяжённостью 2,5–3,2 км был проложен по периметру парка (тогда он носил имя Кагановича). На маршруте имелось две станции: имени Павлика Морозова и Пионерская. Путевое развитие первой было представлено двумя путями. Вторая имела лишь один путь, но зато на ней имелось ответвление в двухстойловое депо, находящееся внутри кольца. Здесь же размещалось и управление дороги. Само депо, судя по всему, было копией днепропетровского. Правда, на единственной имеющейся у нас фотографии этого депо оно выглядит как зеркальное отражение днепропетровского. Но мы склонны считать, что на самом деле это было не так. Скорее всего, при печати фотографии просто был перевёрнут негатив.

К открытию дороги нарком Каганович подарил ей паровоз И.32 Коломенского завода дореволюционной постройки (зав. № 3365, 1905 г.п.). По проекту Днепропетровского ВРЗ было построено шесть двухосных пассажирских вагонов. Точно таких же, как использовались на Днепропетровской ДЖД.

По некоторым данным, строительство детской дороги началось ещё в 1935 году, но по какой-то причине затянулось на полтора года. Сперва была построена станция Пионерская, чуть позже – имени Павлика Морозова, а затем паровозо-вагонное депо. Руководил работами один из сотрудников Малой Сталинской Леонид Иванович Гринюк.

Торжественное открытие дороги состоялось в 1937 году. По разным данным это произошло либо 2 мая, либо 6 сентября. (От себя заметим, что более правдоподобным нам кажется первый вариант, ибо уже в мае 1937 года из Ярославля в Мелитополь была откомандирована делегация для изучения опыта работы детской железной дороги.) На торжествах присутствовали нарком путей сообщения Лазарь Каганович и известный машинист-стахановец Пётр Кривонос.

В самом начале Великой Отечественной войны дорога закрылась, а уже 6 октября 1941 года Мелитополь оказался оккупирован врагом. Немцы не особенно церемонились с подобными объектами. Скорее всего, рельсы и паровоз (если он был ещё цел к моменту захвата) были вывезены из города и переданы в распоряжение Вермахта.

Так или иначе, но никаких упоминаний о Мелитопольской ДЖД после 1941 года нам найти не удалось. Вероятно, после окончания войны восстанавливать дорогу не стали, а потом, со временем, и вовсе забыли о ней. Но, по утверждениям очевидцев, ещё в 1980-е годы на месте детской железной дороги можно было найти куски рельсов, выступающие из земли. Кое-что напоминающее о ДЖД осталось и сегодня. Например, уцелел вокзал станции Пионерская. В конце 1960-х – начале 1970-х над его одноэтажными боковыми крыльями надстроили второй этаж. Сейчас в этом здании размещается Гимназия № 10. Если постараться, рядом можно ещё найти остатки фундамента локомотивного депо. А вот от станции имени Павлика Морозова не осталось ничего. При строительстве улицы Шмидта часть парка, где находилась эта станция, была застроена. Поэтому на представленной здесь схеме её местоположение отмечено приблизительно.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Материалы из фондов РГАКФД, г. Красногорск
  • Материалы из фондов ЦГКФФА Украины им. Пшеничного, г. Киев
  • Материалы, предоставленные Вадимом Пономаренко

  • Ссылки по теме:
  • Мелитопольская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • последнее обновление страницы: 25.03.2012
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!