На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Хабаровск

Юный дежурный по переезду встречает поезд
Малая Дальневосточная ж.д.
Открыта: 19 мая 1958 года
Длина: 2.5 км
2 станции: Пионерская, Юбилейная, 2 платформы: Совхозная, Озерная
Подвижной состав: тепловозы ТУ7А-3361, ТУ10-017, 6 вагонов ПВ51, 6 вагонов ВП750, 1 грузовая платформа; ранее имелись паровоз 159-6421, тепловозы ТУ2-001, ТУ2-243, ТУ7-2611, ТУ7-2612, 4 вагона PAFAWAG, 4 двухосных деревянных пассажирских вагона, мотовоз
Адрес: 680031, Хабаровск, ул.Карла Маркса, 109Б.
Тел.: (4212) 27-30-79
Начальник: КОЖАНОВ Александр Дмитриевич
Проезд: автобус 13 до остановки «Детская Железная Дорога», троллейбус 1 до остановки «Памятник партизанам».

Малая Дальневосточная железная дорога построена в 1957–58 годах силами предприятий Хабаровского отделения Дальневосточной магистрали. В строительстве дороги принимали участие также студенты Хабаровского техникума железнодорожного транспорта и Хабаровской технической школы.

19 мая 1958 года, в День пионерии, на церемонии торжественного открытия детской дороги, начальник Дальневосточной железной дороги Л.Н. Кувшинов разрезал алую ленту, и первый поезд Хабаровской ДЖД отправился в путь. Только путь этот был не особенно длинным – дорога представляла собой проложенное вокруг совхозного парка кольцо длиной всего 600 м с единственной станцией Юбилейной, названной в честь столетия города Хабаровска. Курсировал по ней поезд, составленный из мотовоза и четырёх открытых пассажирских вагонов. К сожалению, ни одной фотографии этого мотовоза до сегодняшнего дня не сохранилось, и установить его тип, а тем более номер – теперь уже, видимо, не представляется возможным. О вагонах известно чуть больше. Они были двухосными, с деревянными кузовами, и вмещали до 15 пассажиров каждый.

В таком виде дорога проработала совсем недолго. Уже через год она подверглась реконструкции, в ходе которой кольцо было разомкнуто, а вместо него построена линия с двумя тупиковыми станциями, соединяющая центральную улицу города – Карла Маркса – с совхозным парком. Совсем лёгкие рельсы типа Р18 были заменены более тяжёлыми – IIIа. Но в плане пути были заложены кривые радиусом 30 и даже 25 м. К существующей станции Юбилейная добавились вторая конечная станция Пионерская и две промежуточные платформы – Совхозная и Озёрная. Длина реконструированной ДЖД составила 3,3 км. В том же 1959 году на смену мотовозу пришёл паровоз серии 159 (заводской номер 6421), работавший до того на узкоколейной железной дороге Вяземского леспромхоза.

Схема ДЖД
станиця Пионерская станция Юбилейная пл.Совхозная. нет путевого развития пл.Озерная. нет путевого развития 1.Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по ее названию.
2.Местоположение третьего переезда уточняется.

В 1965 году дорога получила четыре цельнометаллических вагона PAFAWAG. Поскольку они имели существенно большую длину, чем прежние, вписаться в кривые малого радиуса рядом со станцией Пионерская они практически не могли. Кривые пришлось спрямлять. Однако всё равно их радиус был слишком мал. Учитывая это, а также в связи с началом жилищного строительства в районе ДЖД, в 1967 году участок пути, выходивший на улицу Карла Маркса, и станция Пионерская были перенесены. Переустроены по новому пути станция Юбилейная и участок около неё. Длина дороги составила 2,5 км. С тех пор маршрут ДЖД не менялся.

В 1968 году на Малой Дальневосточной завершилась эпоха паровой тяги. Паровоз установили на постамент рядом со станцией Пионерская (памятник, к счастью, сохранился до сих пор), а на смену ему пришли два тепловоза ТУ2-001 и ТУ2-243.

В 1972 году на станции Юбилейная построено кирпичное локомотивное депо с двумя путями и одной смотровой канавой. Впоследствии, в 1986 году, к зданию депо пристроен навес над двумя путями для отстоя трёх вагонов на каждом пути.

В 1976 году перегон оснащён автоблокировкой и межстанционной телефонной связью, а обе станции – ключевой зависимостью стрелок и сигналов с замками Мелентьева, телефонной связью ДСП со стрелочными постами, оповестительной громкоговорящей связью. В штабном вагоне единственного поезда «Орлёнок» устроена радиорубка. Все три переезда – охраняемые, оборудованы в соответствии с требованиями ПТЭ.

В конце 1970-х или начале 1980-х годов тепловоз ТУ2-001 был отправлен на ремонт в депо приписки Хабаровск-2. По окончании ремонта предприятие получило распоряжение передать один тепловоз с Хабаровской ДЖД на Свободненскую. ТУ2-001 в тот момент всё ещё находился в депо, и передать его было проще всего. В результате именно он и был отправлен в Свободный. Поскольку передача произошла помимо воли руководства Хабаровской ДЖД, между двумя дорогами возникло своего рода соперничество за право обладания исторической машиной. По этой причине один из тепловозов Хабаровской ДЖД был перенумерован и получил номер 001. Теперь на двух разных детских дорогах можно увидеть два тепловоза с одним и тем же номером, что вызывает путаницу в среде любителей узкоколеек. В настоящее время настоящий ТУ2-001 продолжает работать на Свободненской ДЖД, а перенумерованный тепловоз (вероятно, ТУ2 243) списан, и стоит в депо. Планируется провести его косметический ремонт и установить на постамент рядом с паровозом.

В конце 1980-х годов полностью обновлён подвижной состав. В 1986 году польские вагоны PAFAWAG заменены отечественными ПВ51, а в 1987 году на смену тепловозам ТУ2 пришли более современные тепловозы ТУ7.

Смена руководства «большой» магистрали в 1999 году благоприятно отразилась на состоянии Малой Дальневосточной. Почти сразу новый начальник ДВЖД А.А. Стрельник издал приказ о полной реконструкции детской дороги. В 2000 году был произведён ремонт вокзала и учебного корпуса на станции Пионерская, капитальный ремонт с полной заменой верхнего строения пути (замена рельсов IIIа на более тяжёлый тип Р50, замена шпал и стрелочных переводов, подъём полотна пути на 50 см), заменены все средства СЦБ и связи на более современные (автоблокировка фактически выполнена заново, ключевая зависимость стрелок и сигналов заменена электрической централизацией).

Весной 2004 года, вопреки сложившейся с годами традиции, открытия эксплуатационного сезона Хабаровской ДЖД в последнее воскресенье мая не произошло. Вместо этого начался демонтаж рельсов на пятисотметровом участке, проходящем в 50 м от краевой клинической больницы № 1. Краевые власти потребовали ликвидировать переезд, ограничивающий машинам скорой помощи свободный доступ к больнице. Средства массовой информации, как всегда, стали публиковать самые противоречивые сведения: от планов заглубления полотна железной на полтора метра и строительства над ней путепровода, до полного закрытия ДЖД. В своём интервью главный архитектор Хабаровска Сергей Сергейчук сообщил, что работы ведутся в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края о демонтаже детской железной дороги. Правда, при этом добавил, что новая трассировка и строительство детской дороги предполагается, но вот когда это случится, не известно. Самым «наплевательски оптимистичным» оказалось заявление заместителя начальника Хабаровского отделения ДВЖД по социальным вопросам Юрия Минаева. Он вообще был уверен, что ничего страшного не случилось: «Да, дорога будет закрыта, но ведь никто не говорит, что это навсегда. Архитектурное решение может поменяться в любой момент. Ведь первоначально была договорённость с администрацией края вообще не трогать дорогу, а лишь расширить переезд к больнице, опустить линию на полтора метра ниже.» В других же сообщениях говорилось о том, что местные власти и пресс-служба Дальневосточной магистрали обещают завершить работы и открыть движение по ДЖД не позже середины лета.

Дело осложнялось отсутствием окончательного проекта реконструкции, а самое главное – созданной на пустом месте завесой секретности. Коллектив детской железной дороги, который к моменту начала работ даже не поставили в известность о готовящейся реконструкции, восприняли происходящее, как первый шаг к закрытию дороги. Но, к счастью, в этот раз всё обошлось. 11 августа 2004 года дорога после реконструкции принята комиссией, и уже 15 августа регулярное движение поездов по ней возобновилось.

В 2010 году, в рамках программы обновления подвижного состава детских дорог РЖД, в Хабаровск прибыли тепловоз ТУ7А-3361 и три пассажирских вагона ВП750 постройки Камбарского машиностроительного завода. Осенью 2013 года – ещё три вагона ВП750.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы из архива Хабаровской ДЖД
  • материалы, предоставленные А.А.Григорьевым, начальником МДВЖД
  • материалы, предоставленные Н.Г.Юферевым, инструктором МДВЖД
  • Алена Булатова «Стоп-кран для детского поезда» // газета «Тихоокеанская звезда», № 92, 20.05.2004
  • Ссылки по теме:
  • Сайт «Малая Дальневосточная железная дорога»
  • Хабаровская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • последнее обновление страницы: 31.03.2014
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!