На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Гюмри (Ленинакан)

фото В.Миронова, 1988 год
Станция ДЖД до землетрясения.
Фото В. Миронова, 1988 год
Ленинаканская детская железная дорога
Открыта в 1969 году
Закрыта 7 декабря 1988 года
Длина: 2,7 км
Остановочных пунктов: три (Шогер, Шушан и Айтсемник)
Подвижной состав: Паровоз Фт-4-028, тепловоз ТУ2, 4 пассажирских вагона PAFAWAG

К сожалению, о Ленинаканской ДЖД нам известно немного. Официальная статистика Министерства путей сообщения всегда обходила эту дорогу стороной. Даже год открытия её нам удалось установить совсем недавно.

Первое упоминание о ней нам удалось найти в газете «Пионерская правда» за 20 мая 1936 года. В рубрике «Пионерские новости» буквально одной строкой сообщалось: «Детская железная дорога длиной 500 метров строится в городе Ленинакане (Советская Армения)». Скорее всего, тогда этот проект не был реализован, и дорога была открыта гораздо позже.

Дорога длиной 2,7 км проходила по краю Черкесского ущелья, у стен Красного форта. Вокзал одной из станций – основательное здание с башенкой в традиционном стиле армянской архитектуры. Рядом с ним, прижавшись одной стеной к горному склону, разместилось локомотивное депо.

В своём распоряжении дорога имела танк-паровоз послевоенной финской постройки Фт4-028, четыре пассажирских вагона PAFAWAG и тепловоз ТУ2.

Фт-4-028
Паровоз Фт4-028 ведёт поезд Ленинаканской ДЖД.
Фото В. Мельникова, 1980 год.
(Фото любезно предоставлено О. Сергеевым, журнал «Локотранс».)

В 1988 году, после Спитакского землетрясения детская железная дорога была закрыта. Во время землетрясения перекрытия депо, в котором стоял паровоз, обрушились, но, сложившись шалашом над паровозом, защитили его от серьёзных повреждений. Добротно сделанное здание вокзала тоже пострадало не сильно. Тепловоз же вообще не пострадал, поскольку в это время находился на ремонте в Гайвороне. Тем не менее, возможности дальнейшей эксплуатации дороги не было – город лежал в руинах, все силы и средства были брошены на его восстановление. Но даже после того, как город был отстроен вновь, к вопросу о восстановлении детской железной дороги не возвращались.


Здание вокзала почти не пострадало при землетрясении.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.

Когда-то здесь проходил путь ДЖД.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.

В 1990 году, ставший ненужным, паровоз был вывезен энтузиастами в Переславский железнодорожный музей, где его отреставрировали и привели в рабочее состояние. В настоящее время он используется в составе экскурсионных поездов.

Фт4-028 в Переславском музее
В таком виде паровоз был доставлен в музей.
Фото из коллекции Н.А. Ермолаева, 1990 год.

Остальному подвижному составу повезло меньше.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.

К сожалению, о ДЖД в Гюмри мне больше ничего не известно. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • газета «Пионерская правда» за 20 мая 1936 года
  • материалы, предоставленные А. Берзиным, С. Дорожковым, В. Мироновым (ПЖМЗ)
  • материалы, предоставленные Кареном Вардпароняном
  • материалы, предоставленные Амазаспом Хачатряном

  • Ссылки по теме:
  • Переславский железнодорожный музей (официальный сайт)
  • последнее обновление страницы: 22.02.2007
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!