На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Горький 1948-1965

Кадр из диафильма Малая Горьковская, 1961
Малая Горьковская ж.д. имени М.Горького
Открыта:
8 ноября 1939 года
Полная длина: 9.1 км
3 станции: Родина, Пушкинская, Счастливая, платформа Маяковская
Подвижной состав: Паровоза серии 157, паровоз Кп-4-430, тепловозы ТУ2-155, ТУ2-233, пассажирские вагоны PAFAWAG
СЦБ и связь: автоблокировка, полуавтоматическая блокировка, поездная радиосвязь

В конце 40-х годов руководство дороги сменилось и Горьковская ДЖД вновь стала настоящей детской железной дорогой, на которой главную роль играют юные железнодорожники. Музей, расположенный на станции Родина, стал уже не музеем железнодорожного транспорта вообще, а музеем истории именно Горьковской детской железной дороги.

В 1958 году началось переоснащение дороги. Появился тепловоз ТУ2-155, дрезина ТД-5у, новые вагоны, станции и локомотивы оборудованы поездной радиосвязью. Чуть позже дороге выделили еще один тепловоз – ТУ2-233.

Успевшая к тому времени устареть, электрожезловая система была заменена на перегоне Родина-Маяковская автоблокировкой, а на перегоне Маяковская-Пушкинская – полуавтоматической блокировкой.

Юные железнодорожники сами сконструировали и изготовили приспособления для автоматического открывания дверей в зданиях вокзалов.

Идет посадка на поезд. Фото из архива А.К.Филиппова. 50-е годы.

Дорога развивалась и постепенно возвращала себе звание лучшей в стране. Но в середине лета 1965 года судьба дороги круто изменилась. Событие, послужившее причиной тому могло бы стать памятником советскому головотяпству.

Воскресным утром поезд, выполнявший первый рейс прошел кривую на первом километре дороги и остановился – дальше путь был полностью разобран рабочими треста «Стройгаз». Их действиями руководил главный инженер треста Н.Колганов, прикрывавшийся указанием председателя горисполкома А.Д.Проскурина.

Оказывается, еще в феврале 1965 года, по причине начала жилищного строительства в этом районе, встал вопрос о переносе ДЖД. Горисполкомом был утвержден проект изменения трассы. Как потом выяснилось, для его реализации потребовалось бы снести 48 жилых домов. Кто занимался его разработкой и чем при этом руководствовались остается загадкой, но естественно, такой проект реализован не был.

Началась разработка нового проекта. Не дожидаясь ее завершения, А.Д.Проскурин принимает единоличное решение о расшивке пути детской железной дороги, что и было сделано с оперативностью, достойной лучшего применения.

Никакого наказания за разрушение ДЖД эти чиновники не понесли. А для их полной реабилитации, 6 августа 1966 года (через год!), горисполком задним числом утверждает решение Проскурина.

Схема ДЖД. 1965 год

От девяти с лишним осталось всего полтора километров дороги и единственная станция – Родина. Под дворец бракосочетания был передан вокзал на станции Счастливая.

Некогда лучшая детская железная дорога страны практически перестала существовать.

Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!