На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Брянка (Луганской обл.)


Поезд детской железной дороги на переезде.
Фото из коллекции Бориса Шрайбикуса. Предположительно, 1980-е годы.
Открыта: не позднее 1980 года
Закрыта: в начале 1990-х годов
Остановочные пункты: ДК, Степь, Озеро, Ставки
Расположена в Центральном парке
Подвижной состав: аккумуляторный электровоз и 3–4 пассажирских вагона

Точных данных о дате открытия детской железной дороги в Брянке нам найти пока не удалось. По воспоминаниям Захара Мухина, выросшего в Брянке, в 1980 году дорога уже существовала. Но уже тогда она находилась в упадке. Можно предположить, что постролена она была в начале 1970-х годов или даже раньше.

Однопутная линия с двумя разворотными петлями на концах проходила по Центральному парку, по дуге огибая гору с ротондой на вершине. На маршруте имелось четыре остановочных пункта: ДК (неподалёку от Дворца культуры имени Октябрьской революции), Степь, Озеро, Ставки. Правда, в 1980-е годы станция Ставки уже не функционировала.

На одной из разворотных петель, неподалёку от станции ДК был построен бетонный тоннель. Точнее, имитация тоннеля. Он находился в равнинной части парка, и никакой функциональной нагрузки не нёс. Но зато в нём удобно было хранить подвижной состав.

Брянка – небольшой город на юго-западе Луганской области. Донбасс. Огромное количество шахт вокруг. Не удивительно, что при постройке подвижного состава для ДЖД за основу был взят списанный шахтный аккумуляторный электровоз и шахтные же пассажирские вагонетки.


Идёт посадка на поезд детской железной дороги.
Фото из семейного архива Захара Мухина. Предположительно, 1980-е годы.

По некоторым данным, проводниками вагонов работали дети. Но вот обучались ли они другим железнодорожным специальностям – это остаётся пока под вопросом. Что вызывает некоторые сомнения в правильности причисления этой дороги к категории детских железных дорог, а не просто парковых аттракционов.

Вскоре после распада СССР грянул кризис, и в начале 1990-х годов детская железная дорога закрылась. По словам местных жителей, рельсы и шпалы вскоре демонтировали, электровоз увезли в Луганск. Сейчас о существовавшей когда-то детской железной доороге напоминает лишь полуразрушенный тоннель.


Разрушенный тоннель-депо.
Фото Бориса Шрайбикуса. Осень 2010 года.

К сожалению, о ДЖД в Брянке мне больше ничего не известно.

Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.

последнее обновление страницы: 21.12.2014
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!