На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Баку

Тепловоз ТУ2-206
Азербайджанская государственная детская железная дорога
Открыта: 10 августа 1947 года
Закрыта: июне 2009 года
Расположена в парке Шахрияр (бывший парк им. Дзержинского)
Длина 1,57 км
2 станции: Деде Горгуд (ранее – Комсомольская, Зоопарк) и Багар
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-019, ТУ2-206, 6 вагонов PAFAWAG, ранее были паровозы К.7 (тип 86) и 159-141, тепловоз ТУ2-099, 4 самодельных вагона открытого типа

Эксплуатационный сезон: круглый год

15 июня 1946 года Совет министров Азербайджанской ССР принял решение о начале строительства детской железной дороги в столице Азербайджана – городе Баку. Для размещения ДЖД был выбран самый большой в городе парк имени Дзержинского (ныне Парк имени Шахрияра). Разработка проекта и строительство дороги велись силами предприятий Азербайджанской железной дороги, которым активно помогали во время субботников комсомольцы и молодёжь города.

Строительство первой очереди ДЖД началось 14 марта 1947 года, и в целом было завершено к 1 мая 1947 года. Протяжённость первой очереди составила 1,57 км. На обоих концах линии – тупиковые станции: главная трёхпутная станция Комсомольская и однопутная станция Багар (в переводе с азербайджанского – Весна). Поскольку к обращению на дороге планировался паровоз, на обеих станциях были сооружены разворотные треугольники, а на станции Комсомольская – ещё и паровозное депо с пунктом экипировки. Капитальные здания вокзалов обеих станций были увенчаны прямоугольными башенками, удачно стилизованными под традиционную восточную архитектуру прошлых веков. Для регулирования движения поездов была применена электрожезловая система с семафорами в качестве сигнальных устройств.

Схема ДЖД
Если вы хотите посмотреть путевое развитие станции, щелкните мышкой по её названию. ст.Зоопарк ст.Багар

10 августа 1947 года по Бакинской детской железной дороге прошёл первый поезд, состоящий из паровоза К.7 (типа 86 Коломенского завода) и трёх самодельных пассажирских вагонов открытого типа.

Удачное расположение дороги – от входа в парк до Республиканского стадиона – обеспечило детской дороге постоянный пассажиропоток, ведь в те годы детям можно было доверить даже перевозку футбольных болельщиков после матча. Но детская дорога была бы ещё лучше, если бы удалось построить изначально запланированную вторую очередь – до посёлка имени Монтина. В этом случае протяжённость линии составила бы около четырёх километров. К сожалению, из-за несогласованности планов, от второй очереди ДЖД пришлось отказаться – уже в 1947 году на месте её трассы началось жилищное строительство.

В середине 1950-х годов Бакинская ДЖД получила паровоз 159-141. И в 1958 году выработавший свой ресурс паровоз К.7 дореволюционной постройки был списан и сдан в металлолом.

В конце сезона 1960 года в Баку были доставлены 8 пассажирских вагонов PAFAWAG. Долгое время они стояли на территории вагонного депо Баку-Пассажирское, а затем их всё-таки перевезли на ДЖД. Все или только часть – нам установить не удалось.

Приблизительно тогда же дорога получила свой первый тепловоз – ТУ2. (В разные годы на Бакинскую ДЖД были доставлены тепловозы ТУ2-019, ТУ2-099 и ТУ2-206, но какой из них когда – нам не известно.) Сразу после освоения новой техники паровоз 159-141 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку рядом с вокзалом на Комсомольской. Для тепловозов было построено новое депо, а старое переоборудовано под учебный корпус. На станции Комсомольская разобрали ставший ненужным разворотный треугольник, демонтировали гидроколонку, а на её месте оборудовали пункт экипировки тепловозов.

В 1978 году один из тепловозов – ТУ2-206 – был передан на открывшуюся в Нахичевани детскую железную дорогу. Спустя некоторое время произошёл обмен: в Нахичевань был отправлен тепловоз ТУ2-099, а ТУ2-206 вернулся в Баку.

В середине 1980-х годов в азербайджанской прессе вновь прозвучали предложения о продлении детской железной дороги. Был даже опубликован примерный маршрут ДЖД – по всему периметру парка имени Дзержинского. К сожалению, разработчики не учли сложный рельеф местности. Для реализации их проекта требовался либо огромный объём земляных работ, либо строительство очень крутых уклонов, что сделало бы эксплуатацию такой ДЖД крайне опасной. Предложенный же альтернативный вариант – перенос ДЖД на восточную окраину города оказался слишком дорогостоящим.

В 1987 году Бакинская ДЖД получила ещё один тепловоз – ТУ7-0204. Но почти сразу он был передан в Нахичевань.

После распада Советского Союза станции Комсомольская Бакинской ДЖД было присвоено новое «политкорректное» название – Зоопарк (в 2002 году его заменили на Деде Горгуд). Парк имени Дзержинского стал именоваться Парком имени Шахрияра.

С 1992 года у дороги начались серьёзные трудности с финансированием. Фактически, дорога оказалась брошенной на произвол судьбы. С 1995-1996 годов прекратился набор детей в кружки юных железнодорожников, в штате осталось всего 2-3 человека обслуживающего персонала. Из-за отсутствия средств на ремонт оборудования и подвижного состава в распоряжении дороги остался только один «полуживой» тепловоз и один исправный пассажирский вагон. Смонтированная ещё в 1970-е годы автоблокировка перестала функционировать. При этом дорога продолжала работать, но обслуживали её уже только взрослые. Для экономии топлива были вынуждены отказаться от выполнения сложных манёвров на разворотном треугольнике станции Багар. На станцию Зоопарк поезд возвращался вагоном вперёд.

В 2002 году руководство Азербайджанской Государственной железной дороги и городские власти вспомнили о существовании ДЖД. К празднику Навруз было решено отремонтировать здания вокзалов, путь, аппаратуру СЦБ, часть подвижного состава, и – впервые за всю историю Бакинской ДЖД – оснастить тепловоз радиосвязью. В срок закончить все работы не удалось, но 1 июня 2002 года обновлённая ДЖД всё-таки открылась. На торжественном открытии присутствовали высокие чины как из АГЖД, так и из мэрии. Под впечатлением от такого события газета «Железнодорожник Азербайджана» даже опубликовала заметку с предложением открыть в парке рядом с ДЖД целый учебный транспортный комплекс с детским аэропортом, детской автомобильной дорогой и даже детским морским портом (в нескольких километрах от берега моря).

В 2004 году завершился ремонт подвижного состава Бакинской ДЖД. Простоявший несколько лет в полуразорённом состоянии тепловоз ТУ2-019 – снова на ходу. А вот набрать детей для работы на детской железной дороге, к сожалению, так и не удалось и дорогу обслуживали взрослые.

Летом 2009 года детская дорога была окончательно ликвидирована, пути разобраны, а подвижной состав вывезен в депо Баладжары. Первое время в Баку ещё ходили слухи о том, что дорогу разбирают для реконструкции. Позже стало ясно, что навсегда. На месте ДЖД началось строительство Дипломатической академии и других объектов недвижимости.


Ссылки по теме:
  • Бакинская ДЖД (неофициальный сайт, автор Эльмар Алиев)
  • Бакинская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Бакинская ДЖД на «Сайте о железной дороге» Сергея Болашенко
  • последнее обновление страницы: 08.03.2012
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!