На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Аркалык

Открыта не позднее 1986 года
Закрыта по разным данным в 1988, 1990 или 1993 году
Расположена
Протяжённость: 3,2 км
Подвижной состав: ТУ2-105

Проект детской железной дороги протяжённостью 3,2 км обсуждался общественностью города Аркалыка в начале 1980-х годов.

К сожалению, о дальнейшей судьбе этого проекта мы имеем очень противоречивые сведения. По одним данным дорога была построена и открыта в 1983 году. Косвенно подтверждает этот факт упоминание Аркалыка в двух печатных источниках: буклете «Детские железные дороги Советского Союза», изданном в 1986 году ЦНИИТЭИ МПС – официальным информационным органом Министерства путей сообщения, а также в книге Л.А. Турова «Хочу быть железнодорожником», вышедшей в 1993 году в Акмоле (ныне Астана).

Кроме того, кольцо детской железной дороги отмечено на изданном в 1984 году туристическом плане города. (Впрочем, само по себе это не является подтверждением факта существования ДЖД. На этом плане отмечены также и другие объекты, предусмотренные генеральным планом, но ещё не построенные на момент выхода схемы: построенный в 1986–1987 годах микрорайон 9, и так и не построенные микрорайоны 10, 11, 12.)


Фрагмент туристической схемы Аркалыка. 1984 год.
Посмотреть ближайше окрестности ДЖД.

По данным других источников до строительства дороги дело не дошло.

Этого мнения придерживается и шеф-редактор журнала «Локотранс» Олег Сергеев. С 1980 по 1993 год он служил в районе Аркалыка, неоднократно проезжал мимо предполагаемого места расположения ДЖД, но никаких признаков существования дороги не нашёл. С его слов, на въезде в город со стороны аэропорта была выделена площадка под строительство детской дороги, произведена планировка грунта, но ни путь, ни станционные здания так и не были построены.

Пока не появилось новых подтверждений той или иной версии, мы оставляем читателю право решать, какой из них доверять, а над какой – посмеяться. Мы же будем придерживаться первой.

В конце 1980-х годов звёздный час бывшей «космической гавани» прошёл. В июне 1988 года Тургайская область, куда входил город Аркалык, была ликвидирована, а её территория поделена между Кустанайской и Акмолинской областями. Аркалык отошёл к первой. По неписаным правилам советских времён из города, переставшего быть областным центром, сразу же вывезли часть инфраструктуры (например, областную радиостанцию), которая теперь не полагалась ему по статусу.

Как утверждает семья Казимирчик, прожившая в Аркалыке до 1988 года, тогда же был вывезен и подвижной состав детской железной дороги. Местные журналисты попытались провести своё расследование, но оно ни к чему не привело. Следов найти так и не удалось. (Мы же можем предположить, что, по крайней мере, один тепловоз попал в Кустанай.)

В 1990 году Тургайская область была образована вновь. Аркалык снова стал областным центром. Была ли после этого восстановлена детская железная дорога или нет – нам не известно. Может быть, упоминание ДЖД в книге 1993 года – лишь случайность, вызванная небрежностью автора и редактора, не удосужившихся подправить устаревший текст. А может быть детская дорога действительно работала и в 1990-е годы…

Так или иначе, в 1997 году Тургайская область была расформирована вторично, и опять её территория отошла в подчинение соседних областей. Начавшееся вслед за этим «наведение порядка» на вновь присоединённых территориях, по словам очевидцев, больше походило на разграбление. Каждая из областей старалась вывезти всё мало-мальски ценное оборудование вглубь своей территории, дабы оно не досталось «конкурентам». И вот теперь от детской железной дороги не осталось и следа.


К сожалению, ДЖД в Аркалыке мне больше ничего не известно. Если у вас есть какие-нибудь статьи, фотографии, личные впечатления об этой ДЖД, способные устранить неясности, пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте или ICQ (UIN 25927180). Я буду вам очень признателен.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Туров Л.А., Хочу быть железнодорожником, Акмола, изд. Жана-Арка, 1993
  • Детские железные дороги Советского Союза, М., ЦНИИТЭИ МПС, 1986
  • Туристическая схема. Аркалык. М., ГУГиК при СМ СССР, 1984
  • Личные воспоминания шеф-редактора журнала «Локотранс» Олега Сергеева
  • Личные воспоминания Игоря Казимирчика

  • Ссылки по теме:
  • Аркалыкская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • последнее обновление страницы: 02.10.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!