На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

А знаете ли вы, что…

… первые Детские железные дороги проектировали и строили сами дети?

Удивительно, но это факт!

В 1930-е годы дети сами проектировали Детские железные дороги, а потом сами же реализовывали свой проект. Взрослые лишь немного направляли безудержное детское творчество в нужное русло. Из-за отсутствия у детей соответствующих знаний и опыта, эти проекты содержали немало ошибок, усложнявших в последствии эксплуатацию построенной дороги.

Например, при проектировании Тбилисской ДЖД были заложены кривые столь малого радиуса, что полученный многими годами позже тепловоз ТУ3 просто не смог в них вписаться. А на Днепропетровской ДЖД спроектированные детьми тоннели имели такие низкие своды, что обоим паровозам пришлось укорачивать дымовую трубу, чтобы они проходили в тоннеле.

В воспоминаниях юных железнодорожников тех лет можно встретить весьма забавные по нынешним временам рассказы о том, как пионеры с детскими лопатками занимались отсыпкой насыпи строящейся детской железной дороги. Дети работали по 1-2 часа один раз в пятидневку (до 1940 года понятие «неделя» в нашей стране было отменено). Они были так увлечены работой, что их приходилось буквально оттаскивать с места строительства. При этом, естественно, самые тяжелые работы, типа укладки шпал и рельсов, проводили всё-таки взрослые.

В 1940-е годы подход к проектированию и строительству ДЖД несколько изменился. Проектированием дорог занимались либо специальные кружки изыскателей, которые курировали представители проектных организаций (Харьковская ДЖД), либо энтузиасты из числа сотрудников этих организаций (Ташкентская ДЖД, Ленинградская ДЖД). Но и во втором случае проектировщики встречались с будущими юными железнодорожниками, и внимательно прислушивались к их мнению. Строительством же дорог занимались уже не сами дети, а их старшие товарищи – комсомольцы – во время субботников. Эти дороги были спроектированы уже достаточно грамотно и удобно. Вероятно, на таком варианте и следовало бы остановиться, но со временем эта практика канула в лету.

В конце 1970-х годов детей окончательно отстранили от проектирования и строительства Детских железных дорог. Теперь Детские железные дороги в плановом порядке проектировались железнодорожными проектными институтами, а строились строительными организациями железных дорог. Дети получали ДЖД в виде полностью готового подарка.


Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!