На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Самая-самая …

Некоторые интересные факты о ДЖД

• Статистика ДЖД по годам (диаграмма)
• Самая первая ДЖД …
• Самая первая ДЖД на Украине …
• Самая первая ДЖД в России …
• Самая первая ДЖД в Казахстане …
• Самая молодая ДЖД …

• Самая северная ДЖД …
• Самая южная ДЖД …
• Самая западная ДЖД …
• Самая восточная ДЖД …

• Самая длинная ДЖД …
• Самая короткая ДЖД …

• Самая узкоколейная ДЖД …
• Самая ширококолейная ДЖД …

• Самая полезная ДЖД …
• Самая «грузовая» ДЖД …
• Самая «паровозная» ДЖД …

• Самая невезучая ДЖД …
• Самая «простая» ДЖД …


Самая первая ДЖД в России …
… открылась 1 августа 1936 года в
Красноярске. Эта дорога может считаться уникальной по нескольким причинам: во-первых, только на этой дороге всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав, во-вторых, эта дорога имеет самую узкую колею из всех детских железных дорог.
Самая первая ДЖД в Казахстане …
… открылась 9 июня 1946 года в
Акмоле (впоследствии город назывался Целиноградом, а сейчас Астаной).
Самая молодая ДЖД – …
… 
Кемеровская. Торжественное открытие её состоялось 12 октября 2007 года.
Самая северная ДЖД …
Самая северная ДЖД в мире находится в России, в
Санкт-Петербурге (59° 55’ с.ш.).

После распада СССР самыми северными стали:
… в России – Санкт-Петербург (59° 55’ с.ш.)
… на Украине – Луцк (50° 44’ с.ш.)
… в Казахстане – Кокчетав (53° 17’ с.ш.)

Справедливости ради надо отметить, что самой северной из существовавших когда-либо на Украине ДЖД следует назвать не Луцк (50° 44’ с.ш.), а Конотоп (51° 14’ с.ш.). Но сейчас этой дороги уже нет.
Самая южная ДЖД …
Применительно к СССР, самой южной ДЖД (из когда либо работавших) можно считать
Ашхабадскую (37° 57’ с.ш.). После ее закрытия, ближайшей к экватору оказалась Ереванская ДЖД (40° 11’ с.ш.). Когда открылась ДЖД в Нахичевани, то самой южной стала она (39° 13’ с.ш.). После закрытия Нахичеванской ДЖД, Ереванская вновь стала самой южной.

После распада СССР самыми южными стали:
… в России – Владикавказ (43° 05’ с.ш.)
… на Украине – Запорожье (47° 50’ с.ш.)
… в Казахстане – Чимкент (42° 18’ с.ш.)

Самая западная ДЖД …
… в СССР и на Украине –
в Ужгороде (22° 18’ в.д.)
… в России – в Санкт-Петербурге (30° 25’ в.д.)
… в Казахстане – в Актюбинске (57° 10’ в.д.)
Самая восточная ДЖД …
Самая восточная ДЖД из существовавших когда-либо находится, естественно, в России – это
Южно-Сахалинская (142° 42’ в.д.).

После распада СССР самыми восточными стали:
… на Украине – Макеевка (37° 58’ в.д.)
… в Казахстане – Семипалатинск (80° 13’ в.д.)
Самая длинная ДЖД – …
… 
Свободненская. Её длина составляет 11,5 километров. Второе место по праву занимает Запорожская ДЖД, длина которой составляет 9,4 км (в том числе, длина главного пути 8,6 км).
Самая короткая ДЖД …
… из ныне действующих –
Красноярская. Её длина составляет всего 1100 метров (в том числе, длина главного пути 816 метров).

Но очень многие детские железные дороги, построенные в 1930-е – 1950-е годы, имели на момент открытия длину и менее километра.
Самая узкоколейная ДЖД – …
… 
Красноярская. Все детские железные дороги узкоколейные (так и хочется добавить почти оруэловское «но некоторые из них узкоколейнее других» ;-). Обычная для ДЖД колея составляет 750 мм. И только колея Красноярской ДЖД существенно уже – до 1961 года она составляла 305 мм, а с 1961 года и до настоящего времени – 508 мм.

Ещё две детские железные дороги – Сталинградская (с 1948 до второй половины 1950-х годов) и Акмолинская (с 1946 по 1958 год) – имели колею меньше 750 мм, а именно – 600 мм. Впоследствии обе они были перешиты на колею 750 мм.
Самая ширококолейная ДЖД – …
… 
вторая Ярославская, что находится в парке за Домом культуры и техники железнодорожников. Ширина её колеи составляет 840 мм. Такой странный выбор был обусловлен тем, что в качестве локомотива на ней используется переделанный на рельсовый ход дизельный погрузчик.

Ещё более ширококолейной может стать Южно-Сахалинская, если будет реализован проект, предусматривающий превращение одной из линий колеи 1067 мм в детскую железную дорогу после перешивки на колею 1520 мм всех магистральных линий на острове.
Самая полезная ДЖД …
Собственно говоря, любая ДЖД приносит пользу уже хотя бы тем, что готовит смену нынешнему поколению железнодорожников. Но, к сожалению, не всегда удается совмещать учебные функции ДЖД с транспортными. Чаще всего ДЖД не имеют никакого транспортного значения, и используются для перевозки пассажиров «из ниоткуда – в никуда». Счастливым исключением из этого правила можно считать лишь несколько детских дорог:
Горьковская ДЖД соединяла Горьковский автозавод с одним из районов города и использовалась, как один из видов городского транспорта; Читинская ДЖД использовалась для массовой перевозки дачников из города в большой дачный массив; Оренбургская ДЖД была одним из основных способов добраться из города в зону отдыха, в которой располагалось много пионерских лагерей.
Самая невезучая ДЖД – …
… 
Малая Октябрьская (Санкт-Петербург). За годы существования она дважды подверглась укорачиванию – в 1965 году с 8,1 км до 3,1 км, затем в 1991 году с 3,1 км до 2 км

Также укорачиванию подвергались Иркутская (в 1962 году), Горьковская (в 1965 году), Львовская (в 1976 году) и некоторые другие детские железные дороги.
Самая «простая» ДЖД – …
… 
Уфимская ДЖД. До последнего времени её линия представляла собой кольцо с одной единственной стрелкой, которая практически никогда не использовалась.
последнее обновление страницы: 27.10.2006
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!