На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Паровоз типа 86

Серии И, Н

тип 86
 

Военно-полевой полутанк-паровоз заводского типа 86 (серии И, Н) разработан и строился Коломенским заводом начиная с 1905 года. В первый год было построено 20 машин (И.39–И.58), после чего их выпуск временно прекратился. К его строительству паровозов этого типа Коломенский завод вернулся с началом Первой мировой войны. В период с 1914 по 1917 год было построено ещё 343 локомотива (серия Н).

Строительство «типа 86» продолжалось и после Октябрьской революции. До 1921 года был построен ещё 51 паровоз.

В общей сложности, с 1905 по 1921 год построено 414 единиц. Ещё одна партия таких машин была выпущена в 1929–30 годах для нужд промышленности и Красной армии. С учетом этой партии, общее количество паровозов типа 86 составляет около 450.


Паровоз Н.290 – пятитысячный паровоз Коломенского завода.
Фото из заводского архива. 1916 год.

Локомотив представлял собой дальнейшее развитие военно-полевого паровоза типа 78 (серии Т, И), в основе конструкции которого лежали паровозы немецкого завода Краусс серии В, закупленные Россией в 1898 году для всесторонних испытаний.

Военное предназначение паровоза обусловило многие конструктивные особенности, облегчавшие эксплуатацию его в тяжёлых условиях. Так, например, для питания водой парового котла применены два инжектора системы Штрубе, позволявшие использовать загрязненную воду. Для нормальной работы котла вполне хватало производительности одного инжектора, а потому была возможность ремонтировать инжекторы в пути. Локомотив был оборудован элеватором Кертинга с комплектом рукавов для забора воды с любой стороны пути, а также приспособление для тушения пожара. Конструкция экипажной части паровоза была специально приспособлена для работы на путях с большими перекосами, и обеспечивала защиту её элементов при сходах с рельсов и столкновениях с посторонними предметами.

Сила тяги паровоза была достаточна для движения поезда весом 65 т на подъёме 15 ‰ с установленной скоростью 6 км/ч.

Паровозы поздних выпусков оборудовались тендерами большей ёмкости и котлами с увеличенными площадью колосниковой решётки и поверхностью нагрева.

Локомотив мог использоваться как с тендером, так и без него. Для этой цели с обеих сторон котла имелись баки для воды – танки.

Тендер представлял собой двухосную платформу с высокими боковыми решётчатыми бортами и ручным тормозом. На платформу устанавливался П-образный водяной бак. Пространство внутри водяного бака образовывало ящик для топлива. Часть тендеров комплектовались дополнительной ёмкостью для жидкого топлива. В случае необходимости оба бака легко можно было снять, и тендер превращался в многоцелевой вагон-платформу.

Тендер мог прицепляться как перед паровозом, так и позади него. Это позволяло использовать один тендер для питания водой двух паровозов (сцепка паровоз-тендер-паровоз) или два тендера для питания одного паровоза (сцепка тендер-паровоз-тендер).

Благодаря своей надёжности и неприхотливости, до конца шестидесятых годов ХХ века паровозы серий И, Н успешно применялись в народном хозяйстве, в особенности на временных ветках лесовозных и торфовозных дорог.

Паровозы типа 86 использовались и на детских железных дорогах – в Вильнюсе, Риге, Ровно, Мелитополе.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • В.Н. Сологубов, Паровозы узкой колеи, М., Трансжелдориздат, 1951
  • Е.И. Мокршицкий, История паровозостроения СССР, М., Трансжелдориздат, 1941
  • Л. Москалёв, Наши узкоколейные паровозы, М., «Железнодорожное дело», 1997
  • материалы из личного архива С.В. Дорожкова
  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • последнее обновление страницы: 24.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!