На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Тепловоз ТУ3

Тепловоз ТУ3

Тепловоз ТУ3 (заводское обозначение – T 47.0 или class 705) выпускался в Чехословакии, на заводе ЧКД-Соколово (ČKD-Sokolovo) с 1954 по 1958 год.

ТУ3 представляет собой грузопассажирский тепловоз с электропередачей постоянного тока. Кузов вагонной компоновки с двумя кабинами машиниста, опирается на две двухосные тележки (осевая формула 2о-2о).

Тепловоз может работать двойной тягой по системе многих единиц, когда управление обоими тепловозами ведется с одного поста, одним машинистом.

Тепловоз оснащен электрическим тормозным краном «Шкода» оригинальной конструкции, позволяющим при торможении одновременно использовать и тормоза локомотива, и тормоза поезда. (Для непосвященных поясним, что обычно в локомотивах имеется два тормозных крана – отдельно для поездного и локомотивного тормозов. Торможение поезда осуществляется только поездными тормозами, а локомотивные используются при маневрах или при торможении состава, не оборудованного тормозами.)

Кабина тепловоза довольно тесная, и хотя в ней имеются откидные сиденья для машиниста, управлять тепловозом удобнее всего стоя, что вполне обычно для локомотивов европейской постройки.

Органы управления размещены в кабине таким образом, что машинист может управлять тепловозом находясь как с правой, так и с левой стороны кабины. Это делает возможным управление тепловозом в одно лицо.

Из интересных особенностей тепловоза следует отметить купе рядом с одной из кабин, оборудованное столиком и диваном-рундуком. Оно предназначалось для персонала, сопровождающего грузовые поезда. Пожалуй, ни в одном другом локомотиве, работавшем когда-либо на отечественных железных дорогах, такое решение не встречалось.

Из-за очень большого минимального радиуса проходимых кривых тепловоз не получил особого распространения на узкоколейках СССР. Так, например в депо Тбилисской ДЖД долгое время стоял тепловоз ТУ3, который никогда не эксплуатировался именно потому, что не вписывался в кривые.

Всего в СССР было поставлено 45 тепловозов ТУ3. Самый первый из них эксплуатировался в Ленинграде, на Малой Октябрьской жд с 1957 по 1989 год. Многие годы он в весьма плачевном состоянии стоял на базе запаса в Зеленогорске (под Санкт-Петербургом). Сейчас проходит восстановительный ремонт в локомотивном депо Санкт-Петербург-Варшавский. Второй тепловоз этой серии, ТУ3-002, ранее также эксплуатировался на Малой Октябрьской жд, а в настоящее время находится в Эстонии, в музее Лавассааре.

Сейчас на железных дорогах России не осталось ни одной исправной машины этого типа. Единственный на территории бывшего СССР тепловоз этой серии, ТУ3-039, продолжает эксплуатироваться на Львовской ДЖД.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Lokomotiven ČKD-Praha, Praha, Pragoinvest, 1987
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!