На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Мотовоз ТУ2м/ТУ2мк

Мотовоз ТУ2м

В середине 1950-х годов Калужский машиностроительный завод, по заказу МПС, начал разработку узкоколейного тепловоза ТУ1 (ТУ2). Практически одновременно Ленинградский институт Гипролесмаш, по заказу Министерства лесной промышленности, также начал разработку аналогичного тепловоза. По непонятному стечению обстоятельств оба эти проекта получили очень похожие обозначения: проект МПС – ТУ2, проект Минлеспрома – ТУ2м.

Несмотря на столь похожие обозначения, машины получились принципиально разными – калужский ТУ2 представлял собой классический тепловоз с электропередачей, в то время как ТУ2м по всем признакам правильнее было бы отнести к категории мотовозов локомотивов мощностью до 150 л.с. с механической передачей.

Для мотовоза ТУ2м была выбрана однокабинная компоновка с капотами по обе стороны от кабины. Под одним из капотов размещались дизель с муфтой сцепления и коробкой передач, а под вторым – топливный бак и компрессор. Для удобства обслуживания, по бокам от капотов имелись площадки.

Поскольку ТУ2м предназначался главным образом для эксплуатации на лесозаготовках, вполне логичным было максимально унифицировать его с МАЗ-200 основным грузовым автомобилем, применявшемся в то время на объектах Минлеспрома.

От автомобиля МАЗ-200 ТУ2м унаследовал однодисковое сцепление, пятиступенчатую коробку передач, карданные валы, один из двух воздушных компрессоров. Даже осевые редукторы мотовоза были унифицированы с редукторами заднего моста МАЗ-200. В системе отопления кабины машиниста широко применялись детали отопителя автомобиля «Победа». Вообще, унификация с широко распространенными автомобильными узлами и агрегатами была одним из достоинств конструкции ТУ2м. Она позволяла организовать ремонт мотовоза в любой мало-мальски оборудованной мастерской.

Применение редукторов заднего моста МАЗ-200 в качестве осевых редукторов мотовоза обусловило необычную конструкцию тележек. Крутящий момент с двигателя передавался только на одну (внутреннюю) ось тележки, а для распределения тягового усилия на обе оси был применен дышловый механизм, который хорошо виден на рисунке.

Тележка мотовоза ТУ2М

Впрочем, тележки такой конструкции применялись на ТУ2м недолго. В 1961 они были заменены тележками, унифицированными с тележками тепловоза ТУ4, имеющими карданный привод на обе оси. Осевой редуктор внешней оси остался практически таким же, как и на ТУ2м, а в редуктор внутренней оси добавили выход вала для передачи крутящего момента на вторую ось. Мотовоз с такими тележками получил обозначение ТУ2мк.

Тележка мотовоза ТУ2мк

Кроме того, была усовершенствована тормозная система. В новой модификации тормоза приводились в действие не от одного тормозного цилиндра, а от четырёх, аналогичных тормозным цилиндрам автомобиля МАЗ-200.

В 1964 году производство ТУ2мк было свёрнуто, и на смену ему пришел тепловоз с гидромеханической передачей ТУ4. Всего Камбарским машиностроительным заводом было выпущено около 800 мотовозов ТУ2м и ТУ2мк.

Поскольку переключение передач и управление муфтой сцепления мотовоза требовало от машиниста немалой физической силы, они крайне редко использовались на детских железных дорогах. Нам известно о применении мотовозов ТУ2м лишь на Волгоградской и Южно-Сахалинской ДЖД.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • М.И. Бутылочкин, Тепловоз ТУ-2М колеи 750 мм. (Устройство и эксплуатация), Л., Гослесбумиздат, 1961
  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!