На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Паровозы проекта П24

(серии ПТ-4, ВП-1, ВП-4, Кв-4, Кп-4, Кч-4, Кф-4)

паровоз проекта П24
 

Паровоз серии 159, разработанный в 1930 году, оказался весьма неудачным и не смог удовлетворить растущие требования промышленности. В начале 1941 года Коломенский завод завершил проектирование нового типа паровоза для промышленных узкоколейных железных дорог с нагрузкой на ось 4 т. Проект, получивший обозначение П24, вобрал в себя все лучшие разработки Коломенских конструкторов.

Основные усилия были направлены на наращивание паропроизводительности котла. Увеличенные почти в полтора раза площади нагрева топки и пароперегревателя позволили практически полностью устранить недостатки, присущие паровозам серии 159.

Широкое применение сварки, а также отказ от дополнительных ёмкостей для воды и топлива позволили сохранить полную массу паровоза в пределах регламентируемых 16 т, при этом многие элементы конструкции были усилены. Впервые в практике отечественного узкоколейного паровозостроения песочница было установлена под одним колпаком с сухопарником. Такое конструктивное решение позволяло в зимнее время избежать смерзания песка.

В 1941 году Коломенский завод построил доводочную партию паровозов П24 в количестве 9 штук несколько отличавшихся друг от друга по конструкции. Планировалось провести широкомасштабные испытания, по результатам которых внести необходимые изменения в конструкцию паровоза, устранить все выявленные в ходе испытаний конструктивные недостатки и начать его серийный выпуск. Один из паровозов первой партии был направлен для испытаний на узкоколейку Шатурского торфоуправления.


Паровоз П24-5 первой серии (зав. № 8223) на дворе Коломенского завода.
Фото из личного архива Н.А. Ермолаева. 1941 год.

Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы. В военное время начинать перепрофилирование завода на выпуск нового типа паровозов, переучивать локомотивные и ремонтные бригады было нецелесообразно. С учётом этого, было принято вполне разумное на тот момент решение временно прекратить работы по проекту П24.

Лишь по окончании войны, в 1946 году, производство паровозов этого типа началось в Финляндии, на заводах Локомо и Тампелла. Большая часть паровозов поставлялись в Советский Союз по репарации, в качестве компенсации за причинённый во время войны ущерб. Эта серия получила обозначение ПТ4. Несколько паровозов были приобретены на коммерческой основе и имели обозначение серии Кф4.

Вскоре к выпуску аналогичных паровозов присоединились Воткинский завод (серии ВП1–ВП4) на Урале, чешский завод Шкода в Пльзени (Кч4), венгерский завод Ганц МАВАГ (серия Кв4) и польский завод имени Дзержинского в Хржанове (серия Кп4). Тендеры для польских Кп4 выпускал завод PAFAWAG во Вроцлаве.

Из всех перечисленных паровозов лишь машины Воткинского завода имели существенные отличия от первоначального проекта П24. Самыми заметными из них были раздельные сухопарник и песочница, а также характерная надстройка на дымовой коробке ВП4, в которой находился паросушитель, значительно повышающий эффективность паровоза. При этом дымовая труба оканчивалась большим искрогасителем, как у старинных паровозов. Другим немаловажным отличием было использование на некоторых партиях паровозов волнистого потолка огневой коробки.

Конструктивные же отличия паровозов иностранной постройки от прототипа были минимальны и обусловлены исключительно особенностями технологических возможностей заводов. Впрочем, существенное отличие качества сборки паровозов разными заводами заметно сказывалось на ходовых данных машин. Это послужило даже источником возникновения легенды, будто паровозы ПТ4 и ВП несколько мощнее своих собратьев.

В 1950-е – 1960-е годы паровозы проекта П24 фактически стали основным и последним типом паровозов на промышленных узкоколейках СССР. В 1960 году, последним из перечисленных выше предприятий, свернул их производство Воткинский завод. Его ВП4 стали последними паровозами, построенными в нашей стране.

Впоследствии, до 1987–1988 годов, в Китае на Харбинском заводе, продолжался сначала малосерийный, а потом штучный выпуск машин, прототипом для которых послужил П24. Всего же заводами СССР и других стран было построено более 5000 машин этого типа – цифра просто фантастическая для узкоколейного паровозостроения! Не удивительно, что П24 стал самым массовым узкоколейным паровозом в мире. Достаточно широко они были представлены на детских железных дорогах. Некоторые экземпляры до сих пор сохранились в качестве памятников, а на Малой Горьковской (Нижний Новгород) паровоз Кп4-430 эксплуатируется до сих пор.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Лесотранспортные машины. Краткий справочник, Е.М. Крашенинников, Д.Н. Марков и др., Государственное издательство Карельской АССР, Петрозаводск, 1958
  • Л. Москалёв, Наши узкоколейные паровозы, М., «Железнодорожное дело», 1997
  • материалы из личного архива С.В. Дорожкова
  • последнее обновление страницы: 24.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!