На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Паровозы заводов Артура Коппеля


Паровоз мощностью 50 л.с.
Фото из заводского каталога.
 

С 1891 года акционерное общество «Артур Коппель» начало поставки в Россию узкоколейных паровозов для нужд промышленности. Первоначально это были локомотивы, построенные другими заводами, но уже с 1892 года компания открыла собственные заводы в Германии, выпускавшие продукцию под маркой «Оренштейн и Коппель» (Orenstein & Koppel). Вскоре появился сборочный завод Артура Коппеля и в России, в Санкт-Петербурге.

Стремясь удовлетворить любые потребности заказчиков, Коппель предлагал целую гамму разнообразных машин, и даже готов был внести необходимые изменения в конструкцию по желанию заказчика. При этом клиент мог заказать паровоз на любую ширину колеи от 500 до 1160 мм. Паровозы, хоть и были максимально унифицированы между собой, тем не менее, сильно различались как по конструкции, так и по техническим характеристикам.

Среди всего прочего, поставлялись в Россию и лёгкие двух- трёхосные танк-паровозы. Они оснащались очень простыми по конструкции котлами и паровыми машинами насыщенного пара. В зависимости от типа их мощность составляла, как правило, от 30 до 60 л.с. Своей миниатюрностью эти паровозы поражают воображение современного обывателя, воспринимающего паровоз, как нечто большое (если не сказать огромное). По высоте их котёл заканчивался на уровне плеч взрослого человека, а сами локомотивчики были не длиннее современного легкового автомобиля среднего класса. Имея жёсткую базу немногим более полутора метров, они прекрасно вписывались в кривые радиусом 25–30 м. Как нельзя лучше эти паровичики подходили для выполнения маневровой работы и небольшого объёма перевозок, что как раз было необходимо на большинстве дореволюционных отечественных промышленных предприятий. Поскольку паровозы Артура Коппеля были очень просты в управлении, надёжны и достаточно дёшевы, в России они пользовались большим спросом. Всего до 1914 года было поставлено несколько сотен таких паровозов. А последние поступления состоялись незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Но уже к началу 1930-х годов, когда отечественная промышленность сделала качественный скачок в сторону индустриализации, маломощные танк-паровозы постройки заводов Артура Коппеля перестали справляться со всё возрастающими объёмами перевозок. В связи с этим, не удивительно, что три разнотипных двухосных танк-паровоза постройки заводов Арутра Коппеля очутились на детских железных дорогах: в 1935 году на ДЖД в Тбилиси, в 1937–1938 году на ДЖД в Кратово, и в 1946 году на ДЖД в Акмолинске (позже – Целиноград, а ныне Астана). Причём, последний из перечисленных паровозов имел колею 600 мм.

Судьба этих машин различна. Тбилисский АК-1721 проработал на ДЖД с момента открытия и, предположительно, до середины 1950-х годов, после чего был установлен как памятник перед главной станцией ДЖД. Там его можно увидеть и до сих пор. Правда, при установке на постамент к паровозу зачем-то был приделан несуразного вида бутафорский «тендер» – металлический ящик без дна, на непропорционально маленьких колёсиках, приваренных к раме.

Ак-1721
Паровоз АК-1721 с бутафорским тендером на постаменте перед станицей Пионери Тбилисской ДЖД.
Фото В. Миронова. январь 1982 года.

В Кратово паровоз, названный ВЛ-1, проработал всего два сезона. Его мощности едва хватало для того, чтобы водить поезд из трёх тяжёлых пассажирских вагонов, да и выглядел он рядом с ними немного смешно. Летом 1938 года паровоз стал киноактёром – снялся в одном из эпизодов художественного кинофильма «Девушка с характером». Но уже в следующем году дороге был выделен более мощный паровоз типа 63/65 Коломенского завода, а первый паровоз ещё некоторое время простоял на детской дороге (как долго – нам неизвестно), а потом его следы теряются. Скорее всего, он был сдан в металлолом. К сожалению, о существовании этого паровоза со временем забыли, и теперь в официальной истории Кратовской ДЖД он даже не упоминается.

ВЛ-1
Паровоз ВЛ-1 Кратовской ДЖД.
Кадр из кинофильма «Девушка с характером».
Снят в 1938 году, вышел на экраны в 1939 году.

Целиноградский паровоз – типовая модель мощностью 60 л.с. На ДЖД имел обозначение Км-1. Проработал до 1958 года, но после получения тепловозов ТУ2 дорога была перешита на колею 750 мм, и ставший ненужным паровоз был отправлен в переплавку.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • материалы из личного архива С.В. Дорожкова
  • 50 PS-Naßdampf-Tender-Lokomotive, Orenstein & Koppel A.G., Berlin, 19??
  • Л. Москалёв, Наши узкоколейные паровозы, М., «Железнодорожное дело», 1997
  • последнее обновление страницы: 17.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!