На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Паровоз Фт-4

Фт-4
 

Танк-паровозы серии Фт4 Фт4 были получены из Финляндии после Великой Отечественной войны. 30 паровозов этой серии были построены заводом Тампелла в 1945 году специально для поставки в СССР, в качестве возмещения ущерба за участие Финляндии в Великой Отечественной войне на стороне фашистской Германии.

При подготовке производства, финские конструкторы взяли за основу готовый проект паровоза, выпускавшегося ещё с начала XX века для различных узкоколеек Финляндии и на экспорт, и внесли лишь минимальные изменения в конструкцию.

Фт4 представлял собой трёхосный танк-паровоз с поддерживающей одноосной тележкой под топливным ящиком (осевая формула 0-3-1). Паровая машина работала насыщенным паром. Для прохождения кривых малого радиуса колёса средней ведущей пары были выполнены без реборд. Паровоз имел ручной рычажный тормоз и керосиновое освещение. Так как предполагалась работа паровозов Фт4 в промышленности, дымовая труба оснащалась искрогасителем. Размеры топливного ящика были увеличены, но длина рамы паровоза осталась неизменной, поэтому ящик стал выступать за раму над задним буфером паровоза, что создавало опасность получения сцепщиком травмы при соединении локомотива с составом. Условия работы паровозной бригады также были далеки от совершенства в связи с теснотой будки, небольшим размером и неудобным расположением шуровочного отверстия топки. Кроме того, полностью отсутствовала теплоизоляция лобового листа топки. В целом, конструкция паровоза была устаревшей для 1945 года.

В СССР паровозы Фт4 работали в лесной и торфяной промышленности, а также промышленности строительных материалов.

Единственный сохранившийся до настоящего времени паровоз этой серии – Фт4-028 – обслуживал разработки туфа (строительного камня) в Армении, откуда был передан на детскую железную дорогу в городе Ленинакан (ныне Гюмри). Во время страшного землетрясения, разрушившего в 1988 году город и дорогу, паровоз практически не пострадал. Разломившиеся плиты перекрытия депо шатром встали над локомотивом и защитили его от серьёзных повреждений.

В 1990 году Фт4-028 был перевезён в Переславский железнодорожный музей, восстановлен, и в настоящее время используется для вождения ретро-поездов.

В отличие от серийных машин, Фт4-028 ещё до передачи в музей был переделан для работы на жидком топливе, оборудован паровоздушным насосом для питания локомотивного и поездного тормозов и турбогенератором для электроосвещения. Стандартный тандем-насос от ширококолейного паровоза был установлен в левой части освободившегося угольного ящика. Главные резервуары тормозной системы укреплены на крыше будки, а запасный – под топливным ящиком с правой стороны. К ручному локомотивному тормозу был добавлен пневматический, а дымовая труба с искрогасителем заменена обычной.

 

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Л. Москалёв, Наши узкоколейные паровозы, М., Железнодорожное дело, 1997
  • материалы из личного архива С.В. Дорожкова

  • Ссылки по теме:
  • Переславский железнодорожный музей
  • Из истории завода Тампелла: Tampellan konepaja 1940–1960 и Metalliteollisuus 1940–1960 (только на финском языке)
  • последнее обновление страницы: 24.07.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!