На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Билеты ДЖД

 

Как и любая другая железная дорога, занимающаяся перевозкой пассажиров, ДЖД не может обойтись без билетов. Форма билетов зачастую отличалась на разных ДЖД. Да и в разные годы они были разными. Но чаще всего на детских железных дорогах старались применять билеты, максимально похожие на билеты «больших» железных дорог.

Кроме обычных билетов на ДЖД встречались служебные билеты и пригласительные билеты на различные торжественные мероприятия. Примеры таких билетов представлены на отдельных страницах, а здесь мы ограничимся лишь описанием наиболее распространённых видов билетов, не претендуя при этом на полноту описания всех существовавших типов билетов.

Одним из наиболее распространённых типов билетов на железных дорогах СССР в конце 19-го – первой половине 20-го века были картонные билеты. Они были изобретены ещё в первой половине 19-го века в Англии. По наименованию первого производителя таких билетов – фирмы Edmondson – они получили название эдмондсоновских, а в просторечии именовались картонками. Поскольку в 19-м веке английский опыт активно применялся на отечественных железных дорогах, с начала 1860-х годов такие билеты получили широкое распространение и в России. Именно они и использовались на многих детских железных дорогах.


Эдмондсоновский билет – «картонка».

Билет представляет собой прямоугольник 32х60 мм (в оригинале 31х57 мм – 1¼ х 2¼ дюйма) из плотного коричневого картона толщиной около 1 мм. В центре билета имеется отверстие диаметром 3 мм (A) для нанизывания билетов на бечёвку, что делало их удобными для разъездных кассиров, вешавших вязанки билетов на шею.

При продаже билета в станционной кассе в нём с помощью специального компостера прокалывалось множество мелких отверстий (B) примерно такого вида:


Образец компостера.

При определённой сноровке, разглядывая билет на просвет, можно увидеть, что эти отверстия образуют ряд из семи или восьми цифр, написанных в одну строчку. Расположение отверстий, формирующих цифру, таково, что прокалыванием новых отверстий невозможно изменить одну цифру на другую без искажения рисунка цифры. Сделано это для предотвращения подделок, ведь в этой последовательности цифр закодирован номер поезда и дата его отправления, причём месяц обозначается римскими цифрами, а год представлен лишь одной последней цифрой.


Расшифровка компостера.

В пригородном сообщении, где билет действителен не на какой-то конкретный поезд, а на весь день, номер поезда в компостере не указывался, а год указывался не одной, а двумя цифрами. Нередко такой кодировкой пользовались и на детских железных дорогах.

При посадке пассажира в вагон проводник надрывал край билета. Если билет был туда и обратно, то при поездке в один конец надрывался край рядом с надписью «туда», а при поездке обратно – рядом с надписью «обратно». Надорвать толстую картонку не всегда было под силу детям, и впоследствии погашать билеты на ДЖД стали зачёркиванием того или другого слова на билете.

В пути следования поезда наличие билетов у пассажиров проверяли ревизоры. При этом в билете с помощью ручного компостера делалось отверстие диаметром 2 мм (С).

Несмотря на то, что форма билетов была типовой, оформление их могло существенно отличаться. Билеты могли иметь фоновый рисунок с одной или двух сторон, или не иметь его вообще. Чаще всего таким фоновым рисунком была диагональная сетка с вписанными в неё надписями «МПС». При этом традиционно билеты в жёсткий вагон чаще всего имели красную или красновато-коричневую сетку, а в мягкий вагон – зелёную сетку.


Один из вариантов типовой фоновой сетки для билетов МПС.

На билете было отпечатано наименование дороги, названия станции отправления и станции назначения. На детском билете добавлялось слово «ДЕТСКИЙ». Билет туда и обратно имел широкую поперечную полосу. Существовали и другие категории билетов – доплаты, багажные и т.п., но на детских железных дорогах они не использовались.

В 1980-е годы на смену картонным билетам пришли бумажные. По размеру они были точно такими же, как и прежние, но были отпечатаны на плотной бумаге и не имели отверстия в центре.

Оренбургская ДЖД
Бумажный билет на поезд Оренбургской ДЖД.

Существенным недостатком как старых картонных, так и новых бумажных билетов было то, что на них типографским способом были нанесены названия станций, а значит, в кассе требовалось хранить запас разных билетов до всех станций, с которыми имелось сообщение. Именно поэтому отечественные железные дороги постепенно начали отказываться от таких билетов и переходили на комбинированные и универсальные бланки. (Уже с конца 1990-х годов, в основном, такие билеты и используются.) И хотя на детских железных дорогах эта проблема была не актуальна, они также были вынуждены отказаться от использования билетов старого образца. Сейчас их можно встретить лишь на некоторых ДЖД бывших союзных республик.

Поскольку новую единую форму билетного бланка взамен старой Министерство Путей Сообщения не утвердило, на детских железных дорогах стали применяться самые разнообразные виды билетов – от рулонных билетов наподобие автобусных до номерных билетов произвольной формы и первых попавшихся под руку номерных бланков строгой отчётности. Бывали даже анекдотические случаи использования вместо билетов залежавшихся на складах МПС штрафных квитанций устаревшего образца.

МОЖД
Типовые рулонные билеты
Лиски
Бумажный билет произвольной формы

В последнее время как на «больших», так и на детских железных дорогах по требованию налоговых органов всё чаще применяются билеты, отпечатанные на специальной термочувствительной бумаге билетопечатающими машинами (БПМ), подобными кассовому аппарату.

Новомосковская ДЖД
Билет, отпечатанный билетопечатающей машиной
Для таких билетов изредка используется обычная лента шириной 45 мм от кассовых аппаратов с белой обратной стороной, но чаще всего используется специальная бумага со светло-голубым фоновым рисунком, представляющим собой повторяющиеся контурные надпси «МПС» высотой около 4 мм.
Иркутская ДЖД
Образец фонового рисунка на билете, отпечатанном БПМ.

Вероятно, такие билеты существенно упрощают налоговым органам контроль за финансовой деятельностью железных дорог, но они же делают посещение детской железной дороги менее интересным для детей.

На остальных страницах раздела вы можете ознакомиться с образцами картонных и бумажных билетов различных ДЖД, служебных билетов и пригласительных билетов на различные торжественные мероприятия.

 

Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!