Автор: Александр Фомичёв
Место: Ленинград
Время: 19531958 годы
Почему я вернулся на паровоз
(или о самом главном)
Часть вторая
«Наказали боги Сизифа. И, вот закатывает он камень в гору, а тот обратно. Он опять в гору, а камень опять вниз. Год закатывает, век, тысячу лет. Наконец догадался подложил маленький камушек. Не катится. Сел, выпрямил спину, вытянул натруженные ноги, опустил усталые руки. Хорошо! Год сидит, век сидит скучно стало. Вытолкнул камушек и опять вверх, вниз. Вверх, вниз.»
Феликс Кривин
Ну, вот и инструктор переоделся. Ещё раз окинул всё хозяйским глазом. Пригласил в кабину кладовщика Василия Ивановича и в путь на склад, на экипировку. Склад кучи угля, подъёмный кран и землянка с ГСМ находились там, где сейчас платформа 19 км. Будем грузить уголь. На МОЖД тогда ходили пять пар поездов. Следовательно, один паровоз делал три рейса другой два. Три, конечно, интересней, но тогда и грузить надо две банки угля. А если два рейса, то хватит и одной.
|
Экипировка паровоза ПТ-01.
Фото из личного архива А. Филиппова. Начало 1950-х годов.
|
На фотографии хорошо видно, как юный железнодорожник, управляя краном, поднимает 500-килограммовую бочку над тендером паровоза. Хорошая фотография. Только вот юные к этой операции не допускались никогда и ни под каким предлогом (техника безопасности). А вот накидать совковой лопатой в эту бочку (да ещё стоящую на тележке) полтонны угля, а потом ещё во вторую (если тебе повезло и тебе предстоят три рейса) это не опасно, это разрешается. И мы с помощником кидаем. Если две бочки инструктор помогает. Но не сразу, а когда увидит или услышит, что наши лопаты стукаются о край банки, рассыпая с таким трудом поднятый уголь. Теперь и вам понятно, почему первые полтора часа были лишь подготовкой к работе? Зато, кто из сверстников мог развернуть ладошку, с чёрными от въевшегося угля мозолями. А мы это свидетельство трудовой доблести могли предъявлять до следующей весны.
Ну, вот минут 45 хорошей работы и уголь погружен. Пополнены запасы масел. И мы, забрав с собой Василия Ивановича, едем под колонку заправляться водой. Помощник забирается на тендер, устанавливает шланг-трубу в приёмное отверстие и машет дяде Васе рукой. Тот в специальной будочке включает насос, и вода толстой тугой струёй устремляется в тендер. Теперь важно не прозевать и вовремя крикнуть «Стой!» и замахать руками. Но мы почти всегда чуточку опаздываем. Наверное, потому, что очень приятно, после работы на складе, оказаться под струями воды, переливающейся через край тендера.
Вот так, за два с половиной часа, мы подготовили паровоз к шестичасовому рабочему дню. Через полчаса (в 10:30) отправление первого поезда. Силами другого паровоза (которому предстоят только два рейса) состав уже поставлен к платформе. Быстренько умываемся под водомерным краником и к поезду.
Я на форуме видел, как кто-то хвастался своей подачей под сцепку тепловоза. А вот представить себе, каково подавать под сцепку паровоз, когда ты смотришь сбоку, а между тобой и вагоном ещё махина тендера. И поворачивать нужно не послушный контроллер, а сопротивляющийся давлением пара, регулятор. Здесь очень важны глазомер и взаимопонимание машиниста со сцепщиком. Инструктор, конечно, внимательно следит, но старается не вмешиваться. Понимает, что это обидно. Подкатываешь плавным накатом и метра за полтора останавливаешь паровоз паровым тормозом. Сцепщик даёт сигнал на сцепку. Теперь надо так открыть и закрыть регулятор, чтобы порции пара хватило как раз на эти полтора метра. «Тщ-щ-щ» пар зашипел. Паровоз чуть тронулся. «Хоп» регулятор назад и опять рука на тормозе. Но он не потребовался. Работа регулятором так удалась, что движения паровозу хватило только до мягкого касания буферных тарелок. Толпа зевак (маленьких и взрослых) ничего не поняла и ничего не оценила. И Бог с ними. А вот то, что инструктор молча пожал своей ручищей твоё плечо дорогого стоит, и запомнилось на всю жизнь.
Оставшиеся до отправления 10 минут довольно приятное время. Работы немного. Открыть воздушный насос. Он весело запыхал: «Пф-пф» закачивает воздух в тормозную систему. Потом повернуть другой вентиль: пар весёлой струйкой вырывается из турбинки и она загудела, вырабатывая электроток для состава. И главное нужно следить за топкой и уровнем воды в котле. Того и другого в идеале должно быть «под завязку», но не больше. Иначе «сорвёт клапана» то есть предохранительный клапан со страшным шумом выбросит наружу, в облака, излишки пара. Беды в этом нет, но это есть свидетельство твоей небрежности. И поэтому приходится постоянно подкидывать в топку, чтобы стрелка манометра поднималась к заветным 13 атмосферам и подкачивать холодной воды, чтобы она красную черту не перешагнула. Ну, а если, и с этим всё в порядке, то можно пойти с помощником, ветошью навести дополнительный лоск на дышащую нетерпением машину. Благо в зрителях недостатка нет.
Но вот и ДСП направляется к нам. В одной руке жезл, в другой свёрнутые флажки, посредине красная фуражка. Важничает, старается идти медленно. Понимает, что теперь он в центре внимания. Ну что ж поднимаемся к себе в будку паровоза. Надо ещё раз всё проверить: давление пара, уровень воды, давление воздуха в тормозной системе, напряжение в электросети, состояния топки. Инструктор Виктор Иосифович на платформе о чём-то беседует с поездным инструктором. На мгновение прервавшись, взглядом спрашивает: «как?», жестом отвечаешь порядок. Рядом с ними крутится Главный кондуктор. Ему, наверное, обидно, что никто не догадывается, что он Главный, и он крутит вокруг пальца на шнурке привязанный свисток. Дежурный молодец, порядок знает. Не спеша, поднимается на платформу. Здоровается за руку с нами, с Главным, отдаёт ему жезл. Главный, проверив написанный на нём маршрут, передаёт его мне. Я кладу его в специальную подставку. УТЕРЯ ЖЕЗЛА СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ ЧП. Ну вот, наконец, дежурный поднимает жёлтый флажок. Главный кондуктор демонстрирует всю мощь своего свистка. Последние пассажиры спешат в вагоны. Я окидываю взглядом опустевшую платформу, проводников, вытянувших жёлтые флажки, проверяю наличие хвостовых сигналов и даю длинный звонкий гудок. Инструктор тоже выглядывает в окно, но всем видом показывает, что он здесь только присутствует.
Я перевожу реверс в крайне переднее положение, открываю выпускные клапана, чтобы отработанный пар мог выходить прямо из цилиндров и поворачиваю регулятор. И пар выходит, образуя, пушистый белый ус, из правого цилиндра, потом из левого. С каждым движением шатуна то из правого, то из левого. Паровозу нелегко, но весело разгонять многотонную тяжесть состава. Он заждался возможности проявить свою силу.
Платформа кончилась. Проплыл назад и стрелочный пост. «На выходном зелёный», докладывает помощник состояние семафора. «Есть зелёный», отвечаю я, и подвигаю регулятор ещё на один зуб. Теперь выпускные клапана можно закрыть. Жаль что красивые «усы» у нашего паровоза пропадут, но не пропадёт отработанный пар. Направленный наружу через дымовую трубу он создаст дополнительную тягу в топке, и заклубится кольцами вверх вперемешку с угольным дымом.
Прошли семафор, и вышли на прямую теперь для полного разгона нужно подвинуть регулятор еще на один зуб, а для экономного хода реверс вернуть обратно почти на центр, «на короткую отсечку». И паровоз чутко и благодарно реагирует на всё. Бежит весело и не натужно, попыхивая частыми кольцами дыма и пара. Шатуны и дышла суетливо мелькают туда-сюда, вращая красные с белыми ободами колеса. И даже гудок перед переездом звучит залихватски и звонко.
|
Паровоз ПТ-02 с поездом на мосту через Чёрную речку (перегон КировскаяЗоопарк).
Фото П. Федотова (из собрания ЦГАКФФД). Начало 1950-х годов.
|
Можно передохнуть и спокойно оглядеться. Путь наш проложен по городской окраине, где в войну добывали торф для замерзающих ленинградцев. Потому и дорога идущая вначале параллельно нашей называется Торфяной. Между ней и нами огороды. Среди них и наш. Вот и он мама окучивает картошку. Даю и ей длинный гудок. Она поднимает голову и радостно машет рукой. Пересекаем Торфяную дорогу и далеко справа видим стоящие среди поля самолеты. Это аэродром авиационного завода. Бывший Комендантский. Здесь зарождалась российская авиация. Ставил свои рекорды Уточкин, совершил свою петлю Нестеров. Рельсы чуть уходят влево и перед нами чёрный деревянный мост через Чёрную речку. Это та самая Чёрная речка, на берегу которой Пушкин стрелялся с Дантесом. Перед мостом сигнал «Закрой поддувало». Ну что ж закроем.
Проехали мост. Всё хватит отдыхать и зевать по сторонам. Впереди открывается гряда коломяжских холмов. И на одном из них станция Зоопарк. И, значит, предстоит нам длинный и крутой подъём. Поэтому нужно восполнять паровозу затраченные силы. И помощник с инструктором подкидывают уголь в раскалённую добела топку. Стрелка манометра, упавшая было до 10, опять поднимается к 13. Тогда открывается инжектор и в котёл закачивается из тендера холодная вода, пока уровень её в водомерном стекле не поднимется на три четверти. Поднялась и даже выше. Но зато стрелка манометра опять опустилась на 10, а этого может не хватить. Значит опять открывается гудящая белым огнем топка и новая порция угля, лопата за лопатой отправляется туда. При этом нужно помнить, что лишний уголь напротив пригасит пламя. И поэтому нужно бросать его в меру, «веером» рассыпая равномерно тонким слоем. Сделано.
|
Поезд на подъёме у станции Зоопарк.
Фото ЛенТАСС (из собрания ЦГАКФФД). 1950-е годы.
|
А паровоз бежит себе весело, и со стороны не догадаешься, какая напряжённая работа происходит в его маленькой будке. И не зря к началу подъёма котёл почти полон воды, а стрелка манометра вот-вот переступит красную черту. Но не успеет. Начинается подъём. Его крутизна уникальна даже для взрослых дорог. А, кроме того, на нём ещё два крутых поворота. Так что с разгону не возьмёшь. Приходится брать терпением. И мы берём. Перед поворотом, в начале подъёма, сбрасываем скорость, а когда последний вагон проходит его, опять открываю регулятор «на три зуба». Паровоз опять задышал смесью пара и дыма. Не так резво, как прежде, но сильно, уверенно и ритмично. Вагончики послушно тянуться за нами в гору. Пройден второй поворот. Паровоз дышит всё тяжелее, а перед нами открывается последний прямой, но и самый крутой отрезок. И вот он момент истины. Надо подвинуть регулятор ещё на один зуб, открыть большой клапан. Давление пара на него в несколько раз сильнее. И чтобы преодолеть его, приходится упираться правой рукой в стенку кабины. Паровоз вздрогнул, как взнузданный конь, огласил окрестности особенно сильным выхлопом пара из дымовой трубы и стал прибавлять скорость. Шатуны и дышла теперь не суетливо, а ритмично вращают красно-белые колеса и они цепко метр за метром преодолевают страшную силу, тянущую их назад. Но теперь уже ясно преодолели, победили. И я понимаю нет, не понимаю (глуп ещё), а просто ощущаю, что это наша совместная победа. Что наш совместный с машиной труд позволил так красиво и даже изящно преодолеть пять километров пути и страшную тяжесть подъёма.
Всё, мы на станции Зоопарк.
Стоянка на Зоопарке короткая и дальше в Озерки. Этот трёхкилометровый перегон гораздо веселее. Слева и справа дачные домики. Ветви садовых деревьев норовят дотянуться прямо до паровозного окошка. Весело. Позднее я узнал, что на какой-то из этих дач отдыхал Блок, а на какой-то эсеры казнили попа Гапона. Но это потом, а сейчас работы с топкой немного, а интересного вокруг хоть отбавляй. Паровоз бежит весело, свистит заливисто и громко. Особенно на последнем километре, где наш путь пролегает по прямой берёзовой аллее и (это я узнал из материалов Игоря Копайсова) по следу старинной Приморской дороги.
Но вот впереди дежурка станции Озёрная. Слева берёзы кончились, и открылось поле с нашим разворотным треугольником и одним из его тупиков первым представителем станции Озёрная. Глаза бы мои его не видели. Потому, что с ним связана та часть моего рассказа, которая называется «Как я однажды опозорился».