Автор: Александр Фомичёв
Место: Ленинград
Время: 19531958 годы
Я хочу рассказать вам про Ярослава Сергеевича Грингера, инструктора Малой Октябрьской железной дороги.
Печально, что его уже нет. Досадно, что вы его не застали. Наверное, он и рассказчик был неплохой. Ведь я до сих пор помню его рассказы об учебных фильмах про всякие ЧП. Я его видел последний раз на сорокалетии дороги (1988 год прим. ред.). Меня он не вспомнил, а я его не забуду хотя бы за главный урок в жизни.
На сайте правильно рассказано, как устраивал он учебные дни. Но, кроме тех, учебных, он и в обычные дни во время 54-минутных перерывов между поездами собирал всех, кто был на станции и распределял роли. Ты будешь ДСП, ты стрелочник, а ты и ты вагоны. И устраивал манёвры. С гудками, флажками, переводом стрелок, перегоном «составов» с одного пути на другой, с постановкой «вагонов» в тупики. А когда и у него иссякала энергия (тоже ведь человек) он, для выхода нашей, разрешал нам катать, стоявшие напротив поста № 2 (см. схему) грузовые платформы. И вот как-то на мой призыв покатать платформу не откликнулся никто. Тогда я пошёл и откатил её до входной стрелки на треугольник. Один. Откатил и, довольный своим подвигом, решил поставить на место. Но тут выяснилось, что откатил-то я в одиночку потому, что там уклон был, который превратился в подъём, когда надо катить обратно. Никак. Я к ребятам за помощью. А там Ярослав Сергеевич делает удивлённый вид:
А ты что, один откатил?
Один.
Ну, так и ставь на место один.
Я опять к платформе. Упираюсь изо всех сил. Ни с места. А Ярослав Сергеевич и стрелочники стоят на крыльце, наблюдают. Послышался гудок прибывающего поезда. Я сильнее никак. Вот уже поезд пересёк Торфяную дорогу и показался из-за поворота. Я в будку, хватаю красную фуражку и ключ от семафора.
Куда?
Так поезд же! Семафор надо открыть!
У тебя же маршрут не готов. Надо поставить платформу на место.
Я бросаю красную фуражку и опять к платформе. А паровоз уже подаёт короткие гудки. Уже слышно, что машинист сбросил регулятор. Уже и машинист, и инструктор высунулись в окошко по пояс. Я упираюсь никак. А Ярослав Сергеевич с пацанами стоят на крылечке. Наблюдают. Тут мне со всей очевидностью представился тот позор, что рухнет на мою голову, если поезд остановится перед семафором. И сила этого впечатления была такова, что проклятая платформа тронулась. Понемногу, понемногу, быстрее, быстрее. Бум! Лязгнули буфера. Я на гнущихся ногах к будке. «А прицепить?!» А уже слышно шипение тормозного крана. Как цеплял не помню. Трясущимися руками вставил ключ и открыл семафор. И бегом, на подкашивающихся ногах, встречать поезд. А там все обступили: «А чегой-то у вас? А чегой-то?» А я только махнул рукой и, наклонив голову, чтоб не расплакаться, бегом обратно.
Кажется, это было моё последнее дежурство у Ярослава Сергеевича. Жгучая была обида. И только потом я понял, что все вместе взятые учительские нотации, пионерские сборы и комсомольские собрания не дали мне и десятой доли в понимании того, что такое ответственность за свои поступки.
Тогда же, на сорокалетии пришёл я на стрелочный пост на Озёрной и увидел, как тетенька-инструктор помогла стрелочнику перевести стрелку, а потом взяла его руку с флажком и стала ею делать отмашку машинисту. Мне стало жаль мальчишку, потому что ему уже не встретить своего Ярослава Сергеевича. Не встретить потому, что дорога стала не только короче она стала другой. Больше я туда не ходил.
Потом я расскажу вам, как я стал первым машинистом на ТУ2-167.