На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Воспоминания о детстве

Автор: Дмитрий Сутягин
Место: Запорожская ДЖД
Время: 1978–1985 годы

Моя детская дорога

«Первую» Запорожскую ДЖД, длиной три с небольшим километра, которая ещё и не была замкнута в кольцо, я застал лишь пассажиром. Наверное, я был тогда ещё слишком мал, но память не сохранила даже обрывочных воспоминаний о том, что на конечной станции перецепляли локомотив. Более того, о том, что когда-то было именно так, я узнал гораздо позже, уже после окончания ДЖД. Тогда же я обнаружил в траве следы от второго пути и остатки второй платформы на станции Спортивной. Так или иначе, но это была не моя ДЖД. «Моя» была уже длиной почти девять километров, и замкнутая петлёй.

Кстати, о километраже. В годы работы на ДЖД я, как и многие мои товарищи, твёрдо знал: наша дорога самая длинная в Союзе, а её длина составляет 9,4 км. Ударом по детскому самолюбию стало известие о том, что в городе Свободный Амурской области уже много лет существует детская дорога протяжённостью почти на два километра больше – 11,5 км! Ещё больше я расстроился, когда узнал, что и наша дорога имеет протяжённость не 9,4 км, а «всего лишь» 8,6. Оказывается, 9,4 км – это полная развёрнутая длинна всех путей, а длина главного пути, то есть самого кольца – 8,6 км. Значит, наша дорога даже не на два, а на целых три километра короче свободненской! Мне долго не хотелось в это верить. Чтобы окончательно развеять все сомнения («уж лучше горькая правда, чем красивая ложь!») я даже предпринял в один из дней пеший обход всей петли, чтобы шагами измерить длину пути. Чем закончились «измерения» я не помню, но цель была достигнута – сомнения развеяны окончательно. Да, пусть не самая длинная, но зато самая лучшая! Уверенность в этом осталась непоколебимой.

Почему? А хотя бы потому, что на нашей дороге самое большое в СССР количество остановочных пунктов – восемь! Уж это то – неоспоримый факт! (Хотя, не все они нужны пассажирам, но это ведь уже не так важно, правда?)

Первая остановка на маршруте – платформа Пионерская. До неё чуть больше километра, можно дойти и пешком. Но именно здесь выходила значительная часть пассажиров. И это не удивительно – пройдя сотню метров вперёд, оказываешься на одном из двух лучших пляжей Гребного канала. Здесь и мы после смены иногда купались.


Станция Спортивная.
Фото Д. Сутягина, Середина 1980-х годов.

Следующей была станция Спортивная. Да-да, именно так – станция, хотя никакого путевого развития на ней уже даже в наше время не осталось. По всем железнодорожным канонам она должна считаться обычным ОПом – остановочным пунктом, но никак не станцией! Наверное, гордое звание «станция» осталось у неё по привычке ещё со времён «первой ДЖД», когда она действительно была станцией с двумя путями. Станционное здание Спортивной в наше время уже было закрыто. За все годы я ни разу в нём не был. Рядом с входом висел огромный щит с изображением несущейся пары белых лошадей, запряжённых в тачанку. (До сих пор не понимаю, почему для станции с названием «Спортивная» была выбрана кавалерийская тематика. Может быть, когда-то этот щит висел на станции Юные Чапаевцы?) Не помню, чтобы на Спортивной хоть кто-то из пассажиров выходил.


Наш «скоростной участок».
Пирамидальные тополя начнутся чуть-чуть подальше.
Фото Д. Сутягина, 20 мая 2002 года.

От станции Спортивная начинался мой самый любимый участок пути – идеальная прямая длиной около двух километров – наш «скоростной участок». Вдоль пути, как по струнке, были высажены пирамидальные тополя, подчёркивающие прямолинейность уходящих вдаль рельсов. Именно здесь ревущими на восьмой позиции контроллера тепловозами мы ставили свои «рекорды скорости». Правда, наши гоночные амбиции успешно укрощались необходимостью остановиться примерно на середине этого участка, у платформы Обелиск. И не остановиться было нельзя, поскольку здесь сходило довольно много людей, направлявшихся к расположенной за рощей (справа от пути) базе отдыха.

После высадки пассажиров «гонка» продолжалась до станции 30 лет Победы. Как и в случае со Спортивной, станцией он называлась по привычке. Точно так же, здесь было вечно запертое здание, в которое некоторым счастливчикам всё же удавалось заглянуть. Пассажиров эта станция не интересовала совершенно.

Сразу за станцией начиналась крутая и довольно затяжная левая кривая. В этой кривой находилась платформа Юные Чапаевцы – самый удалённый от станции Жовтневая остановочный пункт. Но для нас он был знаменателен ещё и по другой причине: если на первых четырёх остановочных пунктах платформы располагались справа по ходу поезда, то, начиная с Юных Чапаевцев, на всех остальных – слева по ходу. Проводникам надо было не забыть закрыть правые двери.

Здесь неподалёку располагался второй пляж. Правда, мне он нравился меньше. Топать до него надо было дальше, да практически всё время – по раскалённому на солнце песку. Идти по песку в сандалиях ужасно неудобно, а без них – просто невозможно! Мало того, что ноги жжёт, так ещё и постоянно напарываешься на острейшие осколки ракушек, коих на диких запорожских пляжах было неимоверное количество! Тем не менее, по количеству выходящих пассажиров эта платформа вполне конкурировала с Пионерской. Здесь же в поезд садилось самое большое количество «обратных» пассажиров. Оно и понятно – с самой дальней точки петли пешком до Жовтневой особо не пойдёшь!

После Юных Чапаевцев начиналась самая некрасивая часть дороги. По обе стороны от пути – огромные пространства, засыпанные всё тем же белёсым песком вперемешку с колотыми ракушками. На нём даже трава почти не росла. Зато всё было засажено соснами (наверное, для предотвращения эрозии почвы). Правда, в то время пейзаж они не сильно оживляли, ибо были совсем ещё маленькими – примерно по колено.


Платформа Комсомольская.
Фото Д. Сутягина, 20 мая 2002 года.

Именно в такой степи, почти в пустыне, располагалась ещё одна платформа – Комсомольская. Уж не знаю, кто и с какой целью поместил её на этом забытом богом участке маршрута. Выйдя здесь, идти было абсолютно некуда: на сотни метров вокруг одни пески. Ненужность этой платформы сквозила во всём, даже в отсутствии настила на перроне. Когда-то он был выложен бетонной тротуарной плиткой. Позже, из-за отсутствия надлежащего ухода, плитки просто ушли в песок (не думаю, что были украдены – в те годы воровство всего, что плохо лежит, ещё не достигло нынешних масштабов). Лишь бровку перрона иногда латали, чтобы избежать осыпания песка на пути.

Единственное, что радовало на этой части маршрута – длинные «перегоны». (Ставим это слово в кавычки, поскольку после разборки вторых путей на станциях Спортивная и 30 лет Победы на Запорожской ДЖД остался, по большому счёту, один, пусть и длинный, кольцевой перегон Жовтневая–Жовтневая. А его участки от одного остановочного пункта до другого отдельными перегонами назвать нельзя.)

После «долины песков» поезд снова въезжал в живописные места, и прибывал на платформу Гребной канал – последний остановочный пункт на петле. На деле же он располагался совсем недалеко от первого остановочного пункта – платформы Пионерской. По прямой их разделяло не более полутора сотен метров. Именно поэтому здесь в поезд садилось очень много народа, вышедшего на Пионерской, понежившегося на пляже, а теперь возвращающегося домой.


«Двухпутный» участок.
Фото Д. Сутягина, 20 мая 2002 года.

Почти сразу за платформой Гребной канал поезд выходил на участок, где пути от Жовтневой до Пионерской и от Гребного канала до Жовтневой шли параллельно, создавая иллюзию двухпутной железной дороги. По выходным, когда на дороге обращалось одновременно два состава, именно здесь они и встречались, вызывая шквал эмоций, как у пассажиров обоих поездов, так и у самих юных железнодорожников.

Ещё чуть-чуть и поезд снова прибывает на станцию Жовтневая, откуда ушёл сорок минут назад. (Кстати, средняя маршрутная скорость при этом составляет ровно 13 км/ч.)

Вот такой она была, «моя» Запорожская ДЖД.

04.06.2006


Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!