Воспоминания о детстве
Торжественное открытие Малой Октябрьской состоялось 27 августа 1948 года. В том году Комсомолу исполнялось тридцать. Поэтому дорогу назвали (уж не знаю, в год открытия, или позже) «имени XXX-летия ВЛКСМ». Эту дорогу мы назовём «МОЖД номер 1».
«МОЖД номер 1»
Протяжённость 8,1 километра.
Три станции: Кировская (недалеко от ЦПКиО, примерно там где сейчас платформа 11-й километр, с северной, дальней от ЦПКиО, стороны железной дороги), Зоопарк (сразу за Второй Никитинской улицей в Коломягах у церкви Дмитрия Солунского, которая несмотря на близость к большому скоплению подрастающего поколения советских людей никогда не закрывалась) и Озёрная (единственная существующая ныне из первоначальной МОЖД). Станция Кировская была главной. На ней находилось управление МОЖД (адрес я нашёл в справочнике по Ленинграду начала 1960-х Вторая Торфяная улица, дом 9).
Соответственно дорога имела два перегона, причём сильно отличающихся по протяжённости около 4,7 километров КировскаяЗоопарк и около 2,8 километров ЗоопаркОзёрная. Перегоны были оборудованы электрожезловой системой.
По слухам дорога работала не только летом, но и зимой (по выходным). Самым сложным участком был подъезд к станции Зоопарк со стороны Кировской очень крутой подъём (древний береговой уступ Про-Балтийского моря)! Опять же по слухам иногда бедные паровозики преодолевали его не с первого раза.
В таком виде дорога просуществовала до 1964 года. Что послужило причиной её «обрезания»?
В моё время говорили, что трагедия, произошедшая в день закрытия сезона 1964 года. Уже после закрытия поездного движения ребята поехали кататься на ручной дрезине. А сразу за Зоопарком дорогу пересекает Вторая Никитинская улица одна из «проезжих» улиц в Коломягах. Шлагбаумы на переезде уже не функционировали
Сначала дорогу решено было закрыть совсем, но потом всё же приняли решение реконструировать её. Версия вторая причины закрытия перегона КировскаяЗоопарк начало застройки Комендантского аэродрома, но район застраиваться начал лишь в конце 60-х, хотя кто знает, может территорию расчищали заранее.
Так или иначе, но появилась «МОЖД номер 2». Эту дорогу я знаю уже хорошо!
«МОЖД номер 2»
Протяжённость 3,1 километра.
Три станции: Пионерская (бывшая Зоопарк видимо стало стыдно, что зоопарк так и не построили), разъезд Юный и Озёрная. Километраж шёл от основной станции Озёрная именно там осуществлялись ночной и зимний отстой и обслуживание подвижного состава. Станции оборудованы ЭЦ (электрической централизацией) со стрелочными замками системы Мелентьева. Возможно замки существовали и до 1965 года на некоторых ключах на Пионерской я видел надпись «Зоопарк».
На Пионерской и Юном по две низкие пассажирские платформы, на Озёрной одна. Здания вокзалов типовые, таких много на пригородных линиях под Питером. В здании были:
Помещение поста ЭЦ: рабочее место ДСП (дежурного по станции) с пульт-табло, релейная аппаратура ЭЦ, аппаратура перегонной, поездной, диспетчерской телефонной связи и локомотивной радиосвязи, рабочее место диктора и рабочее место билетного кассира;
Зал ожидания для пассажиров, в котором почему-то всегда стоял теннисный стол, занимавший почти всё пространство.
Между двумя объёмами большой навес, где также стояли скамейки для пассажиров.
На Озёрной вокзал был несколько больше. К такому же типовому зданию были пристроены помещения для проведения планерки заступающей смены (там, где зал ожидания на остальных станциях), кабинет начальника дороги, кабинеты начальников смен, буфет (ассортимент пирожки, лимонад, шоколад, мороженное). Для инструкторов локомотивных бригад было выделено отдельное помещение там, где на остальных станциях размещался пост ЭЦ. ДСП на Озёрной сидел на стрелочном посту в нечётной горловине (со стороны Юного).
На каждой станции два стрелочных поста (по горловинам). Причём, как я уже говорил, на Озёрной в здании одного стрелочного поста находилось рабочее место ДСП и диктора, а другого (у тупика) рабочее место ДНЦ (поездного диспетчера), в обязанности которого входило принимать звонки от дежурных по станциям и рисовать график движения поездов.
На Озёрной имелась также здание топливозаправочной станции для тепловозов (на разворотном «треугольнике» и эстакада (кажется называется «дебаркадер») для погрузки локомотивов и вагонов на «ширококолейную» платформу. Платформа с кусочком узкоколейного пути по верху стояла тут же у эстакады и, судя по надписи на борту «М.О.ж.д.», принадлежала дороге.
Длинна перегонов: около 1 километра ПионерскаяЮный и около 1,5 километров ЮныйОзёрная. Перегоны оборудованы полуавтоматической блокировкой. На перегонах установлены предупредительные светофоры.
На дороге были сооружены 2 переезда, оборудованных шлагбаумами и постами дежурных. Оба находились вплотную к разъезду Юный (с обеих сторон). Один «Косой» (пересечение с автодорогой под 45°) в створе улицы Репищева был с довольно напряжённым движением автотранспорта, причём находились «несознательные» водители, которые начинали ругаться стоя под закрытым шлагбаумом, однако на моей памяти никто шлагбаум объехать не пытался. Второй «Прямой» в створе Главной улицы, вопреки названию представляла собой узкую, редко используемую дорожку.
Искусственных сооружений (мостов, туннелей и т.п.) не было, если не считать мелких труб.
Подвижной состав. Тепловозы ТУ3-001 и ТУ3-002 бордового цвета с жёлтой полосой (кличка «Тузик») и ТУ2-167 (кличка «Лягушка», видимо из-за того, что был выкрашен во что-то зелёно-голубое). ТУ3 иногда ломались, тогда подцепляли резервную «Лягушку». В ТУ3 в кабине всегда была чистота и порядок, а вот кабина ТУ2 какая-то маленькая, с подслеповатыми окошками, в машине всюду масло, хотя говорили, что ТУ2 мощнее.
Вагоны четырёхосные цельнометаллические с жёсткими сидячими местами с одной стороны сдвоенные, с другого одинарные, всего 36 (или 38?) мест. В вагонах имелась уборная (но всегда была закрыта). Марку вагонов не знаю, но сделаны они были в Польше. Всего эксплуатировалось 10 вагонов два состава по пять вагонов: «Пионер» голубого цвета с тепловозом ТУ3-001 и «Сказка» зелёного (травяного) цвета с ТУ3-002. Мы все почему-то больше любили «Сказку».
Немного о трассе. От Озёрной поезд выходил на аллею среди деревянных домиков, которая называлась Озерковский проспект (в дореволюционных пригородных районах Питера был такой обычай присваивать малозаметным дорогам громкие имена). Затем уходил в рощицу, главной достопримечательностью которой были кем-то вырезанные из дерева и раскрашенные два языческих идола. Левый поворот, выныриваем из рощи, въезжаем на «Косой» переезд и сразу останавливаемся на Юном. Через 3 минуты подходил встречный поезд, поездные бригады всё время рвались пообщаться. Сейчас Юный находится в новом жилом районе, называемом Коломяги, странно смотрятся «игрушечный» поезд радом с 1214-этажными домами, а тогда рядом находилось большое поле подсолнухов они не вызревали, но смотрелись красиво!
Поезд на Озерную ушёл теперь оправляемся мы. «Прямой» переезд, едем между деревянными одноэтажными домами, хотя нет, один примечательный дом был дом престарелых. Старички любили, стоя на балконах, махать рукой пассажирам. Пройдя один левый поворот и один затяжной (почти дуга) правый прибываем на Пионерскую. Там стоянка около 25 минут «обгон» локомотива. Кто из пассажиров смотрит, как цепляютотцепляют, кто скучает на лавочке, а кто пошёл по своим делам местные жители часто пользовались МОЖД как транспортным средством. Гудок. Поехали обратно
Всего было восемь пар поездов. Номера поездов от 6301/6302 до 6315/6316 (по принятой на ж.д. нумерации пригородные). Первый поезд отправлялся от Озёрной (если не изменяет память, в 10:40, последний в 15:00 и возвращался в 16:10. Причём поезда менялись в один день первым выходил «Пионер», в другой «Сказка». Первые четыре пары обслуживала одна смена ребят, четыре последних другая. Работали через день (итого 4 смены). Выходные воскресенье, понедельник. Во вторник был день профилактики, отменялись две первые пары поездов и на работу выходили все четыре смены. Открывалась дорога где-то в последних числах мая (ещё шли занятия в школах), закрывалась 2931 августа.
Всего мы занимались четыре года (первые два года инструктора приезжали в школу, последние мы сами ездили в «зимнее» управление МОЖД на Лиговском проспекте, 42/44 знаменитый «Перцов Дом» петербуржцы поймут!).
Профессии:
I год: стрелочник, проводник, ревизор, экскурсовод (экскурсии устраивались в поезде во время движения), путевой обходчик, диктор, дежурный по переезду, дежурный по перрону,
II год: начальник поезда, начальник станции, ПВМ (поездной механик), ДСД (главный кондуктор), бригадир путевых обходчиков,
III год: ДНЦ (диспетчер), помощник машиниста, ДСП (дежурный по станции),
IV год: машинист.
Как Вам «иерархическая лестница»?
По всем профессиям по результатам ежегодных конкурсов выявлялись «лучшие по профессии». Победителей ждали призы. Так я, победив в одном из таких конкурсов, получил приз поездку на несколько дней в Ереван, на местную детскую дорогу. К нам тоже приезжали ребята с других дорог.
На всех рабочих местах рядом с детьми работали инструктора кадровые сотрудники Октябрьской ж.д., прикомандированные на лето. Многим нравилось «прикомандировывались» из года в год.
Машинисту после окончания практики и сдачи квалификационного экзамена выдавалось «Удостоверение на право управления тепловозом», ничем не отличающееся от «взрослого».
Помню ЧП, «крушение», случившееся, отчасти, и по моей вине. Когда на Озёрной «обогнали» локомотив, забыли убрать тормозной башмак из под колеса первого вагона. Я, будучи дежурным по станции, должен был при отправлении поезда проверить убрал ли ПВМ башмак. Преступная халатность не глянул! Поезд дошёл до пошёрстной стрелки (той, где пути соединяются, если смотреть по ходу поезда), башмак упёрся, и вагон «встал на дыбы». Сошла с рельсов первая тележка, что вовремя увидел инструктор поездной бригады и остановил поезд. Поезд закупорил входную горловину Озёрной, из-за чего второму составу пришлось «ночевать» на Юном. Пассажиров эвакуировали. Вагон подняли. На следующий день всё работало вновь.
Короче, воспоминания восторженные
Раньше гулял (в хорошем смысле слова) в тех краях Озерки, Коломяги. Район был интересный в Питере таких мало. Году в 1993 забрёл на дорогу с приятелями и их детьми. И о, ужас! Не стало Пионерской! Состав в ходу только один, да и тот не из «наших» вагонов, а из каких-то других советского производства! Второй состав стоит на приколе! Там же один из ТУ3, второй исчез! Правда, появился ещё один ТУ2.
Сели, поехали. Не интересно. Прибыли через 8 минут на Юный. Здание вокзала разворочено, кругом дома, а главное нет «праздника жизни» скрещения поездов. Покурили и назад.
Так я открыл для себя «МОЖД номер 3».
«МОЖД номер 3»
Причина очередного «обрезания» (до 1,5 километров) строительство жилого района в Коломягах.
Грустно. Проект переноса дороги в другое место обсуждался давно были разные варианты: от станции Парголово в Шуваловский парк, к горе Парнас; от Купчино к старому зданию Императорского вокзала в Царском Селе (очень интересный вариант дорога должна была бы проходить мимо музея железнодорожной техники в Шушарах, и кроме того появлялся бы альтернативный вариант добраться в Александровский парк Пушкина). Но всё осталось даже не на бумаге, а на словах.
С тех пор на МОЖД не был. И вот, в начале лета 1999 года, прочитав в «СПб ведомостях» заметку о планах продления дороги в сторону Новоорловского лесопарка, выяснил, что не всё так плохо! Более того, найден прекрасный выход! Но не останется ли всё опять мечтами?
Ан, нет! 28 августа 1999 года. Плюс 4 километра и 3 станции Шувалово, Лесная, Береговая фантастика! Кстати, обратите внимание на дату (28 августа 1999 года, 27 августа 1948 года, см. начало) история повторяется, как и в случае с зоопарком (см. начало). Спасибо заместителю главного инженера Октябрьской железной дороги Я.С. Крафту.
Очень захотелось посетить «МОЖД номер 4», уже со своей дочкой. Но, как-то странно её открыли, торопились в этом тысячелетии что ли. Ведь начинаются занятия в школах дорога же закрывается на «зимовку»?! В следующем году обязательно схожу, а может и в этом пешком прогуляться.
Кстати, насчёт трёхниточной колеи 1520 / 750 миллиметров в своё время собирал информацию о детских дорогах такого, и чтоб на четырёх километрах, нигде не встречал. А подъездной путь от станции Шувалово до института имени Иоффе и элеватора «Резервхлеб» в своё время использовался достаточно активно, может сейчас по-другому?
Новоорловский лесопарк скорее лес, а не лесопарк. Многие о нём вообще не слышали. Если весь путь совмещён с широкой колеей, то на дороге должен появиться ещё не один переезд (причём с автобусным движением) и мост через реку Каменка. Водоём, берег которого дал название станции Береговая это водохранилище на Каменке, причём плотина (неизвестно когда и зачем построенная) уже давно полуразрушена и имеет вид водопада зайдите, водопадов под Питером не так много.
Вызывают, правда, сомнения идея, цитирую: «Создать вокруг конечной станции Береговая настоящее место отдыха для детей и родителей. Поставить кафе, игровые автоматы, аттракционы.» («Санкт-Петербургские Ведомости» № 169 (2084), 14.09.99). Ведь Физико-технический институт имени Иоффе, непосредственно к которому судя по информации подходит дорога, работал (или до сих пор работает?) с радиоактивными материалами. Недаром же его вынесли так далеко от жилых кварталов, построив практически в «чистом поле», хотя возможно это было сделано чисто из соображений секретности. Однако пугать не буду, нашей нынешней науки бояться не стоит, да и не думаю, что там разбросана всякая «фонящяя гадость» где попало.
А что касается планов «дотянуть» дорогу до Удельной (плюс ещё 4 километра и станция) в следующем году, то после открытия «северного» участка они не кажутся столь фантастическими. Удельная это метро, а значит есть гарантия, что популярности у «МОЖД номер 5» будет хоть отбавляй!
И. Копайсов
сентябрь 1999 года, Санкт-Петербург
|