В 1940-е годы в написании осевых формул началась неразбериха. Электроподвижной состав описывался формулами, написанными на европейский манер (стандарт UIC): вспомогательные оси обозначались цифрами, а ведущие оси латинскими буквами. Например, осевая формула электровоза ПБ21 (три ведущих оси с индивидуальным приводом и по две направляющих оси впереди и сзади) приобрела вид:
1С0+С01, В0+В0+В0
С осевыми формулами тепловозов дело обстояло ещё хуже. В одной таблице вперемешку могли встречаться как формулы, записанные по европейскому стандарту UIC (например, С0+С0), так и основанные на «паровозной» системе (например, 0-30+30-0). При этом, значение знака «ноль» в нижнем индексе разъяснялось особо.
Нередко случалась путаница в использовании знаков «плюс» и «минус» между осевыми формулами тележек. Так осевая формула тепловоза ТЭ1, экипажная часть которого состояла из двух независимых трёхосных тележек записывалась как 0-30-0 + 0-30-0, несмотря на то, что тележки не были связаны друг с другом (то есть, должна была иметь вид: 0-30-0 0-30-0).
В 1950-е годы для записи осевых формул электровозов стала применяться та же система, что и для тепловозов.
К середине XX века бегунковые и поддерживающие оси на тележечных локомотивах уже практически не применялись. Именно поэтому начиная с 1960-х годов при написании осевых формул обозначающие отсутствие вспомогательных осей нули стали опускать. Осевая формула 0-30-0 0-30-0 видоизменилась сперва до 0-30 30-0, а затем до 30 30.
Для многосекционных локомотивов первоначально пользовались теми же правилами, записывая общую осевую формулу всего локомотива, не делая различий между секциями. Так, осевая формула двухсекционного электровоза ВЛ8 (две сочленённые двухосные тележки под каждой секцией), имела вид:
20+20+20+20
Такая форма записи не давала полного представления о распределении тележек по секциям локомотива, а значит, не давала и возможности различать, например, двухсекционные с двумя тележками на секцию и односекционные четырёхтележечные локомотивы (например, тепловоз ТЭ136). Поэтому осевые формулы отдельных секций стали заключать в круглые скобки. Осевая формула того же электровоза ВЛ8 приобрела вид:
(20+20)+(20+20).
Поскольку осевые формулы отдельных секций, как правило, не отличаются друг от друга, на практике стала применяться упрощённая форма записи осевых формул многосекционных локомотивов:
2(30-30).
При этом запись внутри скобок по указанным выше правилам описывает осевую формулу отдельной секции, а множитель перед скобками число секций. Приведённый выше пример соответствует осевой формуле двухсекционного тепловоза 2ТЭ10, каждая секция которого опирается на две независимых трёхосных тележки.
Европейская система записи осевых формул (UIC) несколько отличается от отечественной. Количество ведущих осей обозначается заглавной буквой латинского алфавита (A=1, B=2, C=3 и т.д.), ведомые оси обозначаются цифрами. Знак «ноль» в нижнем индексе под буквой обозначает индивидуальный привод каждой оси. Количество секций указывается цифрой перед скобкой.
В таблице приведены примеры осевых формул различных локомотивов, записанные по европейской системе.
Пример | Характеристика экипажной части | Осевая формула |
Мотовоз Муг/2 | две оси в жёсткой раме, оси механически соединены цепной передачей | B |
Мотовоз ТУ2м | две независимых двухосных тележки, оси тележек механически объединены спарниками | B-B |
Тепловоз ТУ2 | две независимых двухосных тележки, все оси имеют индивидуальный привод | B0-B0 |
Автомотриса АМ1 | две независимых двухосных тележки, одна ведущая с карданной передачей между осями, вторая ведомая | B-2 |
Тепловоз 2ТЭ10 | двухсекционный, под каждой секцией две независимых трёхосных тележки, все оси имеют индивидуальный привод | 2(C0-C0) |
Надо признать, отечественная система записи осевых формул оказалась не достаточно стройной и логичной. С её помощью невозможно описать многие разновидности экипажа, особенно если в них помимо ведущих осей присутствуют и вспомогательные (что иногда встречается на путевых машинах и специальном подвижном составе). Не удивительно, что в последние годы в отечественной литературе всё чаще стали встречаться осевые формулы, записанные в европейской системе.
Применяемая ныне в США система записи осевых формул, утверждённая Американской железнодорожной ассоциацией (AAR Association of American Railroads) во многом похожа на европейскую.
В последние десятилетия осевая формула потеряла своё решающее значение при классификации локомотивов, как это было в эпоху паровозов.
Примечание:
Ссылки, на описания приведённых в качестве примеров ширококолейных локомотивов ведут на другие сайты. Автор не гарантирует их работоспособность.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. под.ред. Н.С. Конарева, М., Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1995, 559 с.
последнее обновление страницы: 07.09.2005