На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Толковый словарь

ОСЕВАЯ ФОРМУЛА ТЕПЛОВОЗА и ЭЛЕКТРОВОЗА

Осевая формула тепловоза и электровоза – условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей.

На начальном этапе развития тепловозо- и электровозостроения экипажная часть новых локомотивов мало отличалась от паровозной. Поэтому в те годы для описания экипажной части тепловозов и электровозов пользовались той же системой записи осевых формул, что и для паровозов. При этом для обозначения сцепных осей с индивидуальным приводом стали использовать знак «ноль» в нижнем индексе. Например, осевая формула тепловоза Ээл2, имеющего пять сцепных осей в жёсткой раме с индивидуальным приводом и по одной поддерживающей оси перед и позади группы сцепных осей имела вид:

1-50-1.

(Пояснения относительно предназначения различных видов осей см. в статье «Осевая формула паровоза».)

Осевые формулы появившихся вслед за тем локомотивов тележечной конструкции стали обозначаться аналогично паровозам дуплекс, триплекс и т.д. Формула состояла из нескольких групп (по числу тележек), каждая из которых описывала свою тележку, как отдельный экипаж. Между собой группы разделялись знаком «минус» (если тележки были независимыми) или знаком «плюс» (если тележки были шарнирно соединены между собой). Например, осевая формула электровоза СC11, экипажная часть которого состояла из двух сочленённых трёхосных тележек, имела вид:

0-30-0 + 0-30-0.

Интересным примером можно считать осевую формулу тепловоза Щэл1 системы Гаккеля (его экипажная часть состоит из трёх сочленённых тележек, средняя из которых имела четыре сцепных оси, а две крайние – по три сцепных и одной направляющей оси; все сцепные оси с индивидуальным приводом):

1-30-0 + 0-40-0 + 0-30-1

В 1940-е годы в написании осевых формул началась неразбериха. Электроподвижной состав описывался формулами, написанными на европейский манер (стандарт UIC): вспомогательные оси обозначались цифрами, а ведущие оси – латинскими буквами. Например, осевая формула электровоза ПБ21 (три ведущих оси с индивидуальным приводом и по две направляющих оси впереди и сзади) приобрела вид:

02

Другие примеры осевых формул в стандарте UIC:

001, В000

С осевыми формулами тепловозов дело обстояло ещё хуже. В одной таблице вперемешку могли встречаться как формулы, записанные по европейскому стандарту UIC (например, С00), так и основанные на «паровозной» системе (например, 0-30+30-0). При этом, значение знака «ноль» в нижнем индексе разъяснялось особо.

Нередко случалась путаница в использовании знаков «плюс» и «минус» между осевыми формулами тележек. Так осевая формула тепловоза ТЭ1, экипажная часть которого состояла из двух независимых трёхосных тележек записывалась как 0-30-0 + 0-30-0, несмотря на то, что тележки не были связаны друг с другом (то есть, должна была иметь вид: 0-30-0 – 0-30-0).

В 1950-е годы для записи осевых формул электровозов стала применяться та же система, что и для тепловозов.

К середине XX века бегунковые и поддерживающие оси на тележечных локомотивах уже практически не применялись. Именно поэтому начиная с 1960-х годов при написании осевых формул обозначающие отсутствие вспомогательных осей нули стали опускать. Осевая формула 0-30-0 – 0-30-0 видоизменилась сперва до 0-30 – 30-0, а затем до 30 – 30.

Для многосекционных локомотивов первоначально пользовались теми же правилами, записывая общую осевую формулу всего локомотива, не делая различий между секциями. Так, осевая формула двухсекционного электровоза ВЛ8 (две сочленённые двухосные тележки под каждой секцией), имела вид:

20+20+20+20

Такая форма записи не давала полного представления о распределении тележек по секциям локомотива, а значит, не давала и возможности различать, например, двухсекционные с двумя тележками на секцию и односекционные четырёхтележечные локомотивы (например, тепловоз ТЭ136). Поэтому осевые формулы отдельных секций стали заключать в круглые скобки. Осевая формула того же электровоза ВЛ8 приобрела вид:

(20+20)+(20+20).

Поскольку осевые формулы отдельных секций, как правило, не отличаются друг от друга, на практике стала применяться упрощённая форма записи осевых формул многосекционных локомотивов:

2(30-30).

При этом запись внутри скобок по указанным выше правилам описывает осевую формулу отдельной секции, а множитель перед скобками – число секций. Приведённый выше пример соответствует осевой формуле двухсекционного тепловоза 2ТЭ10, каждая секция которого опирается на две независимых трёхосных тележки.

Европейская система записи осевых формул (UIC) несколько отличается от отечественной. Количество ведущих осей обозначается заглавной буквой латинского алфавита (A=1, B=2, C=3 и т.д.), ведомые оси обозначаются цифрами. Знак «ноль» в нижнем индексе под буквой обозначает индивидуальный привод каждой оси. Количество секций указывается цифрой перед скобкой.

В таблице приведены примеры осевых формул различных локомотивов, записанные по европейской системе.

ПримерХарактеристика экипажной частиОсевая формула
Мотовоз Муг/2две оси в жёсткой раме, оси механически соединены цепной передачейB
Мотовоз ТУ2мдве независимых двухосных тележки, оси тележек механически объединены спарникамиB-B
Тепловоз ТУ2две независимых двухосных тележки, все оси имеют индивидуальный приводB0-B0
Автомотриса АМ1две независимых двухосных тележки, одна – ведущая с карданной передачей между осями, вторая – ведомаяB-2
Тепловоз 2ТЭ10двухсекционный, под каждой секцией две независимых трёхосных тележки, все оси имеют индивидуальный привод2(C0-C0)

Надо признать, отечественная система записи осевых формул оказалась не достаточно стройной и логичной. С её помощью невозможно описать многие разновидности экипажа, особенно если в них помимо ведущих осей присутствуют и вспомогательные (что иногда встречается на путевых машинах и специальном подвижном составе). Не удивительно, что в последние годы в отечественной литературе всё чаще стали встречаться осевые формулы, записанные в европейской системе.

Применяемая ныне в США система записи осевых формул, утверждённая Американской железнодорожной ассоциацией (AAR – Association of American Railroads) во многом похожа на европейскую.

В последние десятилетия осевая формула потеряла своё решающее значение при классификации локомотивов, как это было в эпоху паровозов.

Примечание:
Ссылки, на описания приведённых в качестве примеров ширококолейных локомотивов ведут на другие сайты. Автор не гарантирует их работоспособность.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. под.ред. Н.С. Конарева, М., Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1995, 559 с.

  • Ссылки по теме:
  • Он-лайн энциклопедия Wikipedia: Осевые формулы в американской системе AAR (на английском языке)
  • Он-лайн энциклопедия Wikipedia: Осевые формулы в европейской системе UIC (на английском языке)
  • последнее обновление страницы: 07.09.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!