На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Толковый словарь

ОСЕВАЯ ФОРМУЛА ПАРОВОЗА

Осевая формула паровоза (тип паровоза) – условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей. Одна из основных характеристик, используемых при классификации паровозов.

В классической конструкции паровоза встречаются лишь три основных вида осей:

Спаренные (ведущие или сцепные) оси – расположены непосредственно под котлом, механически связаны друг с другом с помощью специальных тяг – спарников – и служат для реализации тягового усилия. Присутствие их на любом паровозе обязательно. Поскольку частота вращения механически связанных колёс одинакова, диаметр их тоже должен быть одинаков. Как правило, это самые большие по диаметру колёса на паровозе. В общем случае, чем больше мощность паровоза, тем большее количество спаренных осей на нём применяется.

Направляющие (бегунковые) оси – расположены перед спаренными осями и служат для улучшения вписывания паровоза в кривые. Конструктивно выполняются в виде одно- или двухосной тележки (по имени изобретателя нередко называемой бисселем), свободно поворачивающейся относительно главной рамы паровоза. При прохождении паровозом кривых направляющие оси отклоняются в сторону поворота и, тем самым, снижают вероятность схода с рельсов и уменьшают нагрузку от основных колёс на рельсы в поперечном направлении.

Колёса этих осей, как правило, имеют значительно меньший диаметр, чем на спаренных осях. На паровозах встречаются не всегда. Чаще всего на быстроходных машинах.

Поддерживающие оси – расположены позади спаренных осей. Служат главным образом для перераспределения нагрузки на рельсы, в том числе для снижения нагрузки на ведущие оси до допустимых значений. Колёса этих осей, как правило, имеют значительно меньший диаметр, чем спаренные оси. На паровозах встречаются не всегда. Чаще всего на танк-паровозах и мощных паровозах с развитой топкой, под которой размещение сцепных колёс большого диаметра затруднительно.

Способы записи осевых формул

В разных странах, в разные годы способы записи осевых формул существенно отличались. Наибольшее распространение получило шесть способов.

1. Старый германский: в виде дроби, в которой числитель равен количеству спаренных осей, а знаменатель – общему числу осей. Например, 3/5. Этот способ не прижился, поскольку не даёт представления отдельно о числе направляющих и поддерживающих осей.

2. Американский (предложенный в 1906 году Уайтом (Whyte)): из трёх цифр, первая из которых указывает число направляющих колёс, вторая – спаренных, третья – поддерживающих колёс. (Обратите внимание – именно колёс, а не осей, как во всех остальных способах!) Цифры разделяются между собой знаком «тире». Например, 4–6–0.

3. Германский (предложенный в 1907 году журналом "Organ"), в целом повторяющий американский способ, но отличающийся тем, что при нём ведётся счёт осей, а не колёс, и число спаренных осей обозначается заглавными буквами (A=1, B=2, C=3 и т.д.). Цифры разделяются между собой точкой (знаком умножения). Например, 2·C·0.

4. Германский V.D.E.V. (предложенный в 1923 году Союзом германских железнодорожных управлений V.D.E.V.), отличающийся от предыдущего тем, что все знаки записываются слитно, а в случае отсутствия осей того или иного рода цифра ноль не пишется. Например, 2C.

5. Французский: число спаренных осей обозначается заглавной буквой, одноосный бегунок обозначается буквой P (от слова porteur – бегунок), двухосная тележка – буквой B (от слова bogie – тележка). Все знаки записываются слитно. Например, B3.

6. Русский: из трёх цифр, первая из которых указывает число направляющих осей, вторая – спаренных, третья – поддерживающих осей. Первоначально цифры разделялись между собой точкой (знаком умножения): 2·3·0. Впоследствии точка была заменена дефисом: 2-3-0.

Ни в одном из приведённых выше способов оси тендера в расчёт не принимались. Если только одна из поддерживающих осей не находилась под коротким полутендером, входящим в состав танк-паровоза, и который не мог быть отцеплен от него.

В таблице приведены записанные в разных системах примеры осевых формул паровоза с тремя спаренными ведущими осями и двухосной направляющей тележкой впереди.

Способ записи осевых формулОсевая формула
1Старый германский3/5
2Американский (Уайта, 1906 года)4–6–0
3Германский (Organ, 1907 года)2·C·0
4Германский (V.D.E.V., 1923 года)2C
5ФранцузскийB3
6Русский2·3·0 или 2-3-0

Впоследствии германская система V.D.E.V. стала основой для единой европейской системы записи осевых формул UIC. Главным её отличием стало введение знака «апостроф» для обозначения осей, закреплённых на отдельных поворотных тележках. Так, например, осевая формула паровоза с двухосной поворотной направляющей тележкой, тремя ведущими осями и одной жестко закреплённой поддерживающей осью в этой системе имеет вид: 2'C1.

 

Дальнейшее развитие паровозостроения по пути увеличения мощности локомотивов требовало применения на них всё большего количества сцепных осей. При этом рост их числа приводил к существенному увеличению длины паровоза и, как следствие, к ухудшению вписывания в кривые. В связи с этим появилась необходимость отказаться от размещения всех сцепных осей в общей жёсткой раме. Появились различные проекты паровозов, экипажная часть которых была разделена на несколько шарнирно соединённых между собой тележек. Сцепные оси каждой тележки приводились в движение от отдельной паровой машины. (Паровозы системы Ферли, Мейера, Гаррата, Маллета.)

В зависимости от числа тележек такие паровозы именовались дуплексами (две тележки), триплексами (три тележки) и квадруплексами (четыре тележки). Для описания их экипажей потребовалось усложнить систему записи осевых формул. Осевая формула такого паровоза состоит из нескольких групп, разделённых между собой знаком «плюс». Каждая группа описывает конструкцию экипажа отдельной тележки по тем же правилам, что использовались для обычных паровозов. Группы записываются по порядку от головы паровоза к тендеру.

Так, например осевая формула паровоза П38 (экипажная часть которого состояла из двух тележек, в первой из которых была одна направляющая и четыре сцепных оси, а во второй – четыре сцепных и две поддерживающих оси) в русской нотации имела вид: 1·4·0 + 0·4·2 или 1-4-0 + 0-4-2.

Имена собственные осевых формул

Некоторые наиболее распространённые виды осевых формул имели даже собственные названия.

Следует иметь в виду, что приведённые в таблице комментарии сделаны профессором Карташовым в конце 1920-х – начале 1930-х годов применительно к паровозам широкой колеи. Для паровозов узкой колеи далеко не всё из сказанного верно.

КлассОбозначениеНазваниеПримечание
Тип A – Одна ведущая ось («свободная»)
11-1-0Бицикл (Bicycle или Single)Употребляются редко только в Англии для лёгких экспрессов (классы 2 и 4). По имени изобретателя некоторые называются типами Крамптона.
21-1-1
32-1-0
42-1-1
Тип B – Две спаренных оси
50-2-0ДвухпаркаЗаводские танк-паровозы или узкоколейные паровозы.
60-2-1
70-2-2Форней (Forney)Быстроходные танк-паровозы и полутанки для пригородного движения (Англия и Америка)
80-2-3
91-2-0В Англии ещё встречаются в виду простоты.
101-2-1Колумбия (Columbia)Танк-паровозы и паровозы с тендерами для пригородного движения. Распространены мало.
111-2-2Распространены мало.
121-2-3
132-2-0Америкен (American)Очень распространённый класс быстроходных паровозов. Считается устаревшим из-за малого котла, и заменяется классом № 14.
142-2-1Атлантик (Atlantic)Лучший современный класс быстроходных паровозов. Вытесняет класс № 13.
152-2-2РидингНовейший класс быстроходных паровозов и танк-паровозов. Встречается ещё редко.
162-2-3Полутанк-паровозы. Встречаюстя редко.
Тип C – три спаренных оси
170-3-0ТрёхпаркаУстаревший класс пассажирских и слабосильных товарных паровозов.
180-3-1Танк-паровозы. Встречаются редко.
190-3-2Форней трёхспаренный
201-3-0Могул (Mogul)Распространённый класс пассажирских паровзов. Более не строится, и вытесняется классами № 25 и 21.
211-3-1Прери (Prairie)Наиболее распространённый в СССР класс пассажирских паровозов с тендерами и танк-паровозов.
221-3-2Адриатик (Adriatic)Встречаются редко.
231-3-3
242-3-0Десятиколёсник (Ten-wheeler)Распространённый класс пассажирских паровозов
252-3-1Пасифик (Pacific)Новейший, наиболее мощный класс пассажирских паровозов.
262-3-2Балтик (Baltic)То же, что и класс № 25, но обычно – танк-паровозы.
272-3-3Полутанк-паровозы. Встречаются редко.
Тип D – Четыре спаренных оси
280-4-0ЧетырёхпаркаУстаревший, слабосильный, нормальный тип (товарный), очень распространённый. Вытесняется более мощными типами.
290-4-1Танк-паровозы. Встречаются редко.
300-4-2
311-4-0Консолидейшен (Consolidation)Современный очень распространённый класс товарных паровозов.
321-4-1Микадо (Micado)Распространён преимущественно в Северной Америке и Западной Европе. Употребительный класс товарных, а в последнее время и пассажирских паровозов.
331-4-2ХодсонТанк-паровозы. Встречаются редко.
342-4-0Мастодонт или двенадцати­колёсныйБыстроходные товарные и новейшие пассажирские паровозы. В последнее время название «Мастодонт» стали применять к паровозам 2-5-0 и 2-5-1, почему класс 2-4-0 называется чаще двенадцати­колёсным (Twelve-wheeler)
352-4-1Маунтен или СьерраБыстроходные товарные и новейшие пассажирские паровозы. В Америке называется «Гудзон».
362-4-2Встречаются редко.
Тип E – Пять спаренных осей
370-5-0ПятипаркаМощные товарные паровозы. Распространяются в Западной Европе и СССР, но начинают заменяться типами № 39 и 40.
381-5-0Декапод (Decapod)
391-5-1Санта-Фе (Santa Fe)Паровозы с тендерами или танк-паровозы. На дорогах Северной Америки нормальный тип на дорогах тяжёлого профиля.
401-5-2Техас (Texas)Современные мощные товарные паровозы с большими колосниковыми решётками.
412-5-0Мастодонт (Mastodont)Новые мощные товарные и пассажирские паровозы.
422-5-1
Тип F – Шесть спаренных осей
430-6-0ШестипаркаПока ещё встречаюстя редко.
441-6-0Центипед
451-6-1Яваник (Javanic)
462-6-1

При описании экипажной части современных тепловозов и электровозов пользуются несколько иными правилами. О них можно прочитать в статье «Осевая формула тепловоза и электровоза»


При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. под.ред. Н.С. Конарева, М., Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1995, 559 с.
  • Карташев Н.И. (проф.) Курс паровозов. Часть первая: Общая теория тяги поездов., М., ОГИЗ «Гострансиздат», 1931, 178 с.

  • Ссылки по теме:
  • Он-лайн энциклопедия Wikipedia: Осевые формулы в американской системе Уайта (на английском языке)
  • Он-лайн энциклопедия Wikipedia: Осевые формулы в европейской системе UIC (на английском языке)
  • последнее обновление страницы: 07.09.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!