На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Толковый словарь

ЭЛЕКТРОЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА

Электрожезловая система (ЭЖС) – система регулирования движения поездов на малодеятельных участках. При использовании ЭЖС своего рода пропуском на перегон служит вручаемый машинисту поезда металлический жезл. По прибытии на следующую станцию машинист поезда обязан сдать жезл дежурному по станции.

Жезл
Жезлы

За отправление со станции без жезла или провоз жезла дальше следующей станции машиниста ждало очень серьёзное наказание. Но никакими самыми жёсткими дисциплинарными мерами невозможно исключить ситуацию, когда дежурные двух соседних станций совершенно случайно выдали бы по жезлу и отправили навстречу друг другу два поезда, спровоцировав тем самым крушение. Из соображений безопасности, необходимо было строго контролировать сам процесс выдачи жезлов. Для этой цели были разработаны электрожезловые аппараты.

Электрожезловый аппарат
Электрожезловые аппараты системы Трегера

Один комплект ЭЖС предназначен для регулирования движения на одном перегоне. В его состав входит два одинаковых аппарата, каждый из которых установлен на одной из станций (блок-постов), ограничивающих перегон. Между собой аппараты соединяются проводами. Внутри каждого аппарата в специальной кольцевой прорези хранится запас жезлов.

Электрожезловый аппарат

Для извлечения жезла из аппарата его необходимо поместить в поворотное устройство (на рисунке – зелёное со звездой) и после поворота диска на 90° – вынуть через отверстие в аппарате. Но в исходном положении аппарат заблокирован, и ни одного жезла извлечь нельзя. Тем самым достигается невозможность извлечения жезлов посторонними людьми. Да и сам дежурный по станции сделать этого тоже не сможет, пока не получит соответствующего разрешения с соседней станции.

Желая отправить поезд, дежурный по станции должен был по телефону связаться со следующей станцией. Если там были готовы к приёму поезда, дежурный по станции приёма должен был покрутить ручку индуктора. Вырабатываемый им электрический ток через электрожезловый аппарат станции приёма по проводам поступает в аппарат станции отправления и разблокирует замок поворотного устройства.

При извлечении жезла внутри аппарата проворачиваются кодовые диски, и вся система автоматически блокируются. С этого момента ни на одной, ни на другой станции ни одного жезла больше извлечь невозможно. Следовательно, невозможно и отправить следующий поезд. Система остаётся заблокированной до тех пор, пока перевезённый машинистом на следующую станцию жезл не будет помещён в электрожезловый аппарат станции приёма.

Из соображений безопасности, соседние перегоны оснащаются жезловыми аппаратами разных серий (с разной формой колец на жезле). Это делает невозможным использование жезлов с соседних перегонов.

Главный недостаток ЭЖС в том, что необходимый уровень безопасности движения поездов обеспечивается лишь при безупречной дисциплине локомотивных бригад и дежурных по станции.

Другой недостаток ЭЖС – необходимость остановки поезда на каждой станции для обмена жезлами быстро был преодолён изобретением специальных жезлоподавателей и жезлообменивателей.

В конце XIX – начале XX века в нашей стране применялись английские аппараты системы Вэбба-Томпсона. В 1921 году надсмотрщиком телеграфа Омской железной дороги Д.С. Трегером была разработана отечественная конструкция. Первый аппарат системы Трегера был выпущен 7 ноября 1924 года. С тех пор именно эта конструкция стала основной на железных дорогах СССР. Она применялась повсеместно, в том числе и на детских железных дорогах, до конца 1950-х годов, после чего постепенно была заменена более надёжными и удобными полуавтоматической и автоматической блокировками. Но на некоторых малодеятельных участках ЭЖС применяется до сих пор.

ЭЖС
В кабинете дежурного по станции Пионерская Днепропетровской ДЖД.
На заднем плане электрожезловый аппарат системы Трегера.
открытка из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова, 1957 год
ЭЖС
Электрожезловый аппарат системы Вэбба-Томпсона.
Тбилисская ДЖД. фото 1940-х годов

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Аксёнов И.Я., Суязов И.Г. Техническая эксплуатация железных дорог СССР, под.ред. акад. В.Н. Образцова, М., Трнасжелдориздат, 1939, 383 с.
  • последнее обновление страницы: 22.05.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!