На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу >dmitry@sutyagin.ru.

Толковый словарь

АВТОСЦЕПКА

Автосцепка – устройство, служащее для сцепления вагонов, локомотивов и других единиц подвижного состава в поезд с минимальным участием сцепщика.

Впервые вопрос о внедрении автосцепки на отечественных железных дорогах всерьёз обсуждался в 1898 году, на ХХ совещательном съезде представителей железных дорог. Как один из вариантов рассматривалась и американская автосцепка системы Джанея. Однако, из-за её ненадёжности и отсутствия подходящей отечественной конструкции введение автосцепки было решено отложить на неопределённый срок.

Применяемая на отечественных железных дорогах автосцепка СА-3 изобретена в 1932 году коллективом авторов в составе А.Ф. Пухова, И.Н. Новикова, В.А. Шашкова, В.Г. Голованова под руководством В.Ф. Егорченко.

Перевод железных дорог СССР на автосцепку начался в 1935 году, и был полностью завершён в 1957 году. Во время перехода с винтовой стяжки на автосцепку на отечественных железных дорогах применялись специальные переходные приспособления.

В отличие от применявшейся ранее винтовой стяжки, при использовании автосцепки СА-3 участие сцепщика сводится лишь к соединению тормозных рукавов и электрических кабелей.

Упрощённая схема работы автосцепки приведена на рисунке ниже.

Автосцепка СА-3

Похожая конструкция автосцепки для отечественных узкоколейных железных дорог испытывалась в 1960–1970-е годы, но не прижилась из-за частых случаев саморасцепа при прохождении неровностей пути.

О случаях применения автосцепки на детских железных дорогах нам ничего не известно.

Узкоколейная автосцепка
Автосцепка на узкоколейном торфовозном вагоне ТСВ-6А
фото А. Заручейского. Бакшеево, 17 марта 2004 года

При подготовке статьи использованы следующие материалы:
  • Аксёнов И.Я., Суязов И.Г., Техническая эксплуатация железных дорог СССР, под.ред. акад. В.Н. Образцова, М., Трнасжелдориздат, 1939, 383 с.
  • Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. под.ред. Н.С. Конарева, М., Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1995, 559 с.
  • Коломитченко В.В., Голованов В.Г., Автосцепка подвижного состава, М., изд. Транспорт, 1967
  • последнее обновление страницы: 16.05.2005
    Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


    Рейтинг@Mail.ru
    Rambler's Top100 Service

    INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!