На главную!
На главную!Карта сайтаОбратная связь ENGLISH  

Детские железные дороги СССР – История и современность

Нашли опечатку или орфографическую ошибку?
Выделите текст мышью и нажмите Ctrl-Enter.
Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.
Система Orphus
Нашли фактическую ошибку?
Сообщите о ней письмом по адресу dmitry@sutyagin.ru.

Как создавался этот сайт

С детства я любил железную дорогу. Возможно, я полюбил её, отправляясь каждое лето на поезде в Запорожье. А может быть, так повлияло на меня катание на поезде Запорожской детской железной дороги. Так или иначе, но мне было интересно всё, что связано с железной дорогой.

В конце 1970-х годов моя бабушка каким-то чудом сумела договориться, чтобы меня взяли на Запорожскую ДЖД. Так я стал юным железнодорожником. Каждое лето я приезжал в Запорожье и проходил практику на ДЖД, а к осени возвращался домой, в Обнинск. Там я и изучал самостоятельно всё то, что остальные юные железнодорожники изучали зимой на ДЖД.

смена номер 1. 1980-е годы

Однажды летом наша смена поехала для обмена опытом на Днепропетровскую ДЖД. Впервые в жизни я собственными глазами увидел детскую железную дорогу не такую, как Запорожская. Я и раньше знал о существовании в нашей стране немалого количества ДЖД, но лишь после той поездки я осознал, какие же они разные.

Я завёл тетрадку, в которую записывал всё, что мне удалось узнать о ДЖД. Туда зарисовывались схемы дорог, записывались данные о подвижном составе, вклеивались газетные и журнальные вырезки, в которых упоминались ДЖД. Наверное, через это проходят многие юные железнодорожники.

В детстве я мечтал написать книгу о ДЖД, используя собранные материалы. Как и многие детские мечты, затея эта не удалась, и со временем я почти забыл о ней.

В 1997 году я впервые вышел в интернет. К тому времени я уже был наслышан, что интернет – кладезь информации на любую тему. Каково же было моё удивление и даже разочарование, когда я не нашёл в интернете никакой информации про детские железные дороги. Да и вообще, про отечественные железные дороги информации нашлось до обидного мало.

На сайте Дмитрия Зиновьева «Паровоз ИС» мне удалось найти одну единственную фотографию узкоколейного тепловоза ТУ7. Рядом с ней, буквально одной фразой упоминалось о существовании другого узкоколейного тепловоза – ТУ2. Ни одной фотографии ТУ2 на сайте не было. Чтобы компенсировать это досадное упущение, я послал Дмитрию несколько фотографий запорожского ТУ2-136, сделанных мной ещё в 1980-е годы. (Кстати, одна из этих фотографий до сих пор красуется в коллаже на заставке раздела «Младший брат» сайта «Паровоз ИС».)

Тогда же я рассказал Дмитрию о том, что такие тепловозы использовались на многих детских железных дорогах. И у нас появилась идея собрать информацию о ДЖД на отдельной страничке в рамках «Паровоза ИС». Я начал искать свои старые записи, и с ужасом обнаружил, что большая часть материалов, в том числе и самая первая тетрадка, потерялась во время одного из переездов. Но отступать было некуда. Оставшуюся информацию я быстренько систематизировал и передал Дмитрию, и вскоре он выложил её на своём сайте.

Казалось бы, можно было успокоиться, ведь справедливость восстановлена, информация о ДЖД стала доступна в интернете. Но очень скоро снова появилась некая неудовлетворенность. Страничка о ДЖД всё меньше соответствовала моему внутреннему представлению о том, какой она должна быть. Информация на ней была не та, представлена не так. Но напрямую повлиять на ситуацию я никак не мог, а времени на создание своей страницы просто не было. Работа в должности главного инженера типографии отнимала все силы и время.

30 декабря 1999 года произошел резкий поворот в моей судьбе. Лишившись работы за день до наступления нового года, я, как ни странно, был очень рад этому обстоятельству, ведь у меня появилось свободное время, а значит, возможность реализации своей детской мечты – издания книги о ДЖД. Пусть эта книга не бумажная, а электронная, пусть она доступна только тем, кто имеет выход в интернет.

За пару-тройку недель, методом «научного тыка», я освоил основы HTML. (Интересно, что ещё кроме идеи создания сайта о ДЖД могло подвигнуть на это меня, ленивое от природы существо?) Потом почти полтора месяца 2000 года занимался разработкой дизайна сайта, подбором и систематизацией имеющихся материалов.

В феврале 2000 года сайт открылся для посетителей. Первое время он размещался на одном из бесплатных серверов. Сайт очень часто был недоступен, несколько раз с сервера бесследно исчезали все залитые на него файлы. Остро встал вопрос о надёжном хостинге. Из-за крайне нестабильного финансового положения, я не мог позволить себе тратить много денег на содержание сайта. Компания Зенон НСП предложила совершенно бесплатно разместить сайт на их сервере, и вскоре сайт переехал на новое место, где и находится по сей день.

Одним из требований Зенон НСП было регулярное обновление сайта, чтобы он не стал окаменевшим памятником нереализованным задумкам. Но всех оставшихся у меня материалов по ДЖД надолго не хватило бы. Пришлось мобилизовать все силы, и постараться восстановить все утраченные материалы. Для этого я постарался восстановить связи со старыми знакомыми, от которых я когда-то получал информацию о ДЖД, познакомился с огромным количеством новых людей, таких как бывший юный машинист Андрей Константинович Филиппов, который в 1948 году провёл первый поезд по Малой Октябрьской. После общения с ними у меня появился особый интерес к фотографиям и документам 30-40-60-летней давности. И, благодаря им, сайт стал, как мне кажется, гораздо интереснее.

В результате проделанной работы, информации набралось во много раз больше, чем мне удалось собрать в детстве. Более того, удалось найти новые пути поиска информации, о которых я даже не догадывался в детстве. Так, работа в Государственном архиве кинофотодокументов принесла огромное количество просто уникальных материалов по истории ДЖД.

Сейчас на сайте уже более 3500 фотографий и более 450 страниц текста, а занимает всё это больше 1 Гигабайта. Но даже сейчас я не могу сказать, что мне известно о ДЖД всё. Постоянно появляется какая-то новая информация, сайт всё время пополняется. Иногда это происходит каждый день, иногда случаются затишья на несколько недель. Но хочется верить, что моих сил хватит ещё надолго, а вы сможете помочь мне в этом. А посему, вместо жирной точки мы ставим здесь ещё более жирное многоточие

• • •
Поделиться: Разместить в ЖЖ Разместить в Facebook Разместить в ВКонтакте Разместить в Одноклассниках Разместить в Twitter Разместить в Google Разместить в Ссылки@Mail.Ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service

INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!